Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

3 декабря
100 лет со дня рождения
Антона ВЕБЕРНА (1883—1945)

 

 

Имена А. Шёнберга и его учеников—А. Берга и А. Веберна — вошли в историю музыки под названием «Новой венской школы», оказавшей значительное влияние на развитие современного музыкального творчества далеко за пределами Австрии.

Веберн родился в Вене. Музыкальные склонности мальчика проявились рано. Десяти лет он начал систематические занятия музыкой (фортепиано и музыкально-теоретические предметы). В 1902 году Веберн становится студентом Венского университета, где изучает философию, а также музыковедческие дисциплины у Г. Адлера. Степень доктора философии присуждается ему за исследование, посвященное творчеству фламандского композитора XV века Г. Изака, и за другие научные труды, рассматривающие искусство композиторов-полифонистов XV—XVI веков. Одновременно Веберн пробует сочинять вокальные и инструментальные пьесы, в которых нетрудно обнаружить влияния Р. Вагнера и И. Брамса.
В 1904 году молодой композитор сближается с А. Шёнбергом, становится его учеником по композиции и верным последователем во всех радикальных попытках обновления основ музыкального языка. В эти годы он создает ряд сочинений, написанных в своеобразной, смелой для того времени атональной манере.
Начиная с 1908 года Веберн выступает как оперный и симфонический дирижер в ряде городов Австро-Венгрии и Германии. Эта деятельность прерывается призывом на военную службу в 1915 году, от которой он вскоре был освобожден. Возвратившись в Вену, Веберн возобновляет тесные контакты с Шёнбергом и группой его учеников, выступает как дирижер в концертах ноной музыки, активно сочиняет, а также ведет регулярные концерты для рабочих слушателей («Венские симфонические концерты для рабочих»), руководит рабочими хорами, исполнявшими сочинения на революционную тематику (в том числе песни Г. Эйслера). В 1927—1938 годах Веберн занимает пост дирижера Венского радио, который он был вынужден покинуть после захвата власти в Австрии гитлеровским режимом. Нацистские оккупанты создали невыносимые условия для развития культуры в столице Австрии. Музыка Шёнберга и его ближайших учеников была запрещена к исполнению и изданию. Чтобы прокормиться, Веберн был вынужден работать в качестве корректора в одном из венских музыкальных издательств. К концу второй мировой войны, когда Вена стала подвергаться частым бомбардировкам, композитор переехал в небольшой городок Миттерзиль вблизи Зальцбурга. Здесь им было написано несколько сочинений для оркестра и хора, а также некоторые музыкально-теоретические труды. 15 сентября 1945 года Антон Веберн был убит у дверей своего дома случайной пулей американского солдата.

Веберн был в числе наиболее ярких представителей эстетических принципов музыкального экспрессионизма. Его творческое наследие невелико по объему (31 опус), причем подавляющее большинство его сочинений отличаются предельным лаконизмом и скупостью в выборе выразительных средств. С самых первых шагов Веберн отказывается от принципов тонального мышления, а начиная с ор. 17 строго придерживается, нового метода композиции, изобретенного Шёнбергом,— так называемой «додекафонной» системы.

Среди наиболее значительных сочинений Веберна следует назвать симфонию в двух частях, пьесу для смешанного хора и камерного оркестра — «Свет глаз», трехчастный концерт для камерного инструментального ансамбля, вариации для фортепиано, квартет для кларнета, саксофона, скрипки и фортепиано, Вторую кантату, вариации для оркестра, вокальные сочинения на слова В. Гёте, Ст. Георге, Р. М. Рильке, X. Ионе, Г. Тракля, К- Клауса.
Музыка Веберна трудна для восприятия, композитор и не рассчитывал на легкий успех у публики. Но взяв на вооружение определенную, очень сложную и изысканную систему музыкального мышления, он всегда искренне стремился выразить в музыке свои мысли и чувства, взгляды на искусство.
Г. Шнеерсон