Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

15 января
75 лет со дня рождения
Ивана Ивановича МАРТЫНОВА

 

 

Публицист, лектор-просветитель, автор популярных брошюр о музыке, педагог, общественный деятель И. И. Мартынов — поистине универсальный специалист с широким кругозором и разносторонними интересами.
Начальное музыкальное образование Мартынов получив в Сталинградском музыкальном техникуме, а затем в техникуме имени А. К. Глазунова в Москве. Поначалу музыкант специализировался как пианист: работал концертмейстером и музыкальным оформителем в театре и на радио. Однако уже в 30-е годы в Московской консерватории, где учился Мартынов, большую роль в воспитании молодого музыканта и приобщении его к музыковедению сыграл известный ученый А. А. Альшванг. Под его руководством была написана дипломная работа «Творчество Пауля Хиндемита» — тема которой сама по себе стала смелой заявкой молодого музыковеда на пропаганду музыкального искусства современности.

Уже в годы учения были напечатаны в журналах и газетах первые статьи Мартынова, и вскоре он становится бессменным музыкальным обозревателем в «Правде», «Известиях», «Советской культуре» и в «Вечерней Москве». Сфера творческих интересов музыковеда обширна, однако внутри нее можно наметить свои «полюсы», к которым более всего тяготеет автор: это прежде всего советская музыка в многообразных ее проявлениях и современная зарубежная музыкальная культура — французская, венгерская и испанская.

40-е и начало 50-х годов характеризуются интересом исследователя к проблемам классики и фольклора. В это время им созданы очерки о Глинке, Даргомыжском, Сметане, о народном хоре имени Пятницкого и труды, «Мировое значение русской классической музыки», (1951), «Мировое значение русской классической оперы» (1952).
Начиная со второй половины 50-х годов и вплоть до настоящего времени Мартынов занимается разработкой проблем, связанных с современной зарубежной музыкой. В 1956 году им был написан очерк «Бела Барток». Эта книга и по сей день пользуется популярностью среди широких кругов читателей. В 1958 году создан очерк «Стефан Мокраньяц и сербская музыка», в 1963-м—«История зарубежной музыки первой половины XX века». Перу исследователя принадлежат также монографии о Дебюсси, Кодаи, Равеле. Последняя работа, датированная 1979 годом, стала первой в нашей стране фундаментальной монографией о замечательном французском музыканте. Здесь собраны ранее не публиковавшиеся материалы биографии и творчества Равеля, глубоко проанализирована специфика его творчества. К числу работ, где Мартынов выступает перед советскими читателями как первооткрыватель интереснейших материалов, относится и книга «Музыка Испании», широко и многогранно освещающая музыкальную культуру этой страны. Личное, самое непосредственное участие Мартынова в строительстве советской музыкальной культуры (он член Союза композиторов СССР со дня его основания) определило и сквозную тему его творчества. В течение сорока лет музыковед отражал в своих трудах практически все этапы строительства новой социалистической музыкальной культуры. Здесь и монографии, посвященные творчеству Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, Н. Макаровой, здесь и разнообразные материалы о музыкальной жизни нашей страны. Как последовательного пропагандиста советской музыки Мартынова знают и за рубежом по лекциям, статьям и заметкам о различных произведениях и их авторах. Его книги о Шостаковиче, Хачатуряне, Прокофьеве переведены на многие языки.

И. И. Мартынов — неутомимый общественный деятель. Он неоднократно избирался секретарем Союза композиторов РСФСР, членом правления Союза композиторов СССР, Комитета по Государственным премиям РСФСР, Ассоциации музыкальных деятелей (ССОД), является членом Общества советско-бельгийской дружбы, был участником музыковедческих симпозиумов и конгрессов в Париже, Флоренции, Праге,
Нью-Йорке, Белграде, Рио-де-Жанейро, Будапеште.
Р. Косачева