Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

19 января
100 лет со дня рождения
Германа АБЕНДРОТА (1883—1956)

 

 

Творческий облик видного представителя немецкой дирижерской школы хорошо знаком советским
слушателям старших поколений. Уроженец Франкфурта-на-Майне, Абендрот учился у Л. Туилле и Ф. Мотля в Мюнхене. Уже в 1903 году молодой дирижер возглавил мюнхенское «Оркестровое общество», а с 1905 по 1910 год был главным дирижером городского театра и одновременно Союза друзей музыки в Любеке, в 1911—1914 — музик-директор в Эссене, с 1915 — руководитель Гюрцених-концертов и директор консерватории в Кельне. В 1922— 1923 Абендрот был руководителем симфонических концертов Берлинской государственной оперы, одновременно продолжая свою дирижерскую деятельность в Кельне. В 1933—1945 —он главный дирижер симфонического оркестра Гевандхауза и профессор консерватории в Лейпциге.
Впервые Абендрот приехал в Советский Союз в 1925 году. В программы его концертов вошли Третья и Седьмая симфонии Бетховена, Неоконченная симфония Шуберта, Кончерто гроссо Генделя, «Тиль Уленшпигель» и «Дон Жуан» Р. Штрауса, «Тассо» Листа, вступление к музыкальной драме «Парсифаль» Вагнера, «Сюита к картинам Беклина» Регера. Б. В. Асафьев в рецензии, опубликованной 8 января 1925 года в вечернем выпуске «Красной газеты», писал: «Первый симфонический концерт гастролирующего в Филармонии дирижера Германа Абендрота прошел с выдающимся успехом. Дирижер — безусловно первоклассный — произвел своим здравым темпераментным исполнением сильное, впечатление на публику, которая приветствовала его в течение и по окончании концерта, как артиста, сразу же ставшего симпатичным, понятным и близким. Абендрот умеет убеждать, не всегда будучи в состоянии увлечь, поднять и заворожить. Он властный мастер-организатор, уверенно и повелительно, без суеты и истеричности диктующий свою волю оркестру».

Не только внешние данные дирижера— его статная фигура, невольно вызывавшая ассоциации с вагнеровскими героями, но и его. сурово-мужественные интерпретации, казалось, имели в своей основе нечто вагнеровское. И все же -представитель первоклассной дирижерской школы явно преобладал тогда в нем над артистической индивидуальностью с ее неповторимым своеобразием.
После второй мировой войны Абендрот жил в ГДР и внес громадный вклад в дело строительства музыкальной культуры республики. В частности, он, энергично пропагандировал русскую и советскую музыку, находившуюся под запретом в черные годы гитлеризма, — произведения Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и других композиторов. Начиная с 1945 года Абендрот был генерал музик-дирек-тором и профессором Высшей школы музыки в Веймаре, одновременно руководил (с 1949 года) симфоническим оркестром радио в Лейпциге, а с 1953 года — в Берлине.

В эти годы Абендрот дважды приезжал в нашу страну — в 1951 и 1954 годах. В творческом облике маститого маэстро появились новые черты. Время посеребрило его голову, но принесло ему вторую молодость, и это стало естественным отражением жизни социалистической Германии, в создание которой так активно включился Абендрот. В его интерпретациях прежняя несколько суровая сдержанность уступила место мудрой мягкости и задушевности. Особенно это проявилось в исполнении музыки Бетховена. Д. Д. Шостакович писал тогда: «Радостным событием в музыкальной жизни нашей столицы явилось исполнение под управлением выдающегося немецкого дирижера Германа Абендрота всех девяти симфоний Бетховена, увертюры „Кориолан" и Третьего фортепианного концерта. Г. Абендрот оправдал надежды москвичей. Он проявил себя знатоком бетховенских партитур, талантливым истолкователем бетховенских идей. В безупречной и по форме и по содержанию трактовке Г. Абендрота симфонии Бетховена прозвучали с глубокой динамической страстью, так присущей всему бетховенскому творчеству. Обычно, когда хотят отметить дирижера, говорят, что в его исполнении произведение прозвучало „по-новому". Заслуга Германа Абендрота именно в том, что в его исполнении бетховенские симфонии прозвучали не по-новому, а по-бетховенски».

Невозможно забыть оперу Бетховена «Фиделио» в постановке Большого театра, которой однажды продирижировал Абендрот. С большой похвалой он отозвался тогда о высоком художественном уровне спектакля, созданного под музыкальным руководством А. Ш. Мелнк-Пашаева. Абендроту потребовалось только чуть-чуть прикоснуться рукой мастера к этому спектаклю, чтобы он засверкал еще ярче и совершеннее.

Заслуги Абендрота были высоко оценены в Германской Демократической Республике. Он был избран членом Немецкой академии искусств и удостоен Национальной премии ГДР в 1949 году.
Г. Юдин