Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

23 января
200 лет со дня рождения
Фредерика СТЕНДАЛЯ (Анри-Мари Бейля) (1783—1842)

 

 

Фредерик Стендаль — один из основоположников нового направления в мировой литературе XIX века — критического реализма. Г. го перу принадлежат не только такие шедевры, как «Красное и черное», «Пармская обитель», но н многочисленные публицистические, эстетико-философские труды, книги, посвященные истории искусства и выдающимся музыкантам, что свидетельствует об огромной эрудиции писателя, богатстве его духовного мира. Родился Стендаль в Гренобле.
Большую роль в его воспитании сыграл дед — известный общественный деятель, гуманист, почитатель Вольтера.

Приехав в Париж на следующий день после переворота Наполеона, шестнадцатилетний Стендаль оказывается в водовороте событий. Занимая ответственные посты в штабе французской армии, он участвовал в Итальянском походе и в войне 1812 года с Россией.
После падения Наполеона Бонапарта, отвергая реставрацию Бурбоцов, Стендаль жил преимущественно в Италии, исполняя обязанности генерального консула. Здесь он изучал характеры людей, сблизился с вентами карбонариев, посещал театры, салоны и концерты, был знаком с Байроном, Россини и Паганини. Его статьи, памфлеты, очерки тех времен свидетельствуют о том, что их автор был в курсе европейских событий, в гуще напряженной литературной полемики, царившей в то время в художественном мире Европы.

Бурная общественно-политическая жизнь Франции с ее революциями, реставрацией, войнами оказывала сильное влияние на становление духовного мира художественной интеллигенции. Передовые писатели во главе с Гюго изображали в своих произведениях, вопреки насаждавшейся тогда торгашеской буржуазной морали, романтических героев, сильных духом, благородных, целеустремленных, способных к самопожертвованию. Молодой Стендаль, прокладывая путь от романтизма к реализму, был среди тех художников, кого искренне волновали судьбы людей новой эпохи.
Стендаль прошел долгий путь тонкого изучения психологии человека, и в этом немалую роль сыграло его страстное увлечение музыкой. В ней он постоянно искал «изображение человеческого сердца».
«Комбинации звуков, — писал Стендаль, — всегда воспроизводят чувство, душу, характер». Музыка с обилием разнохарактерных образов, тонких психологических нюансов постоянно наталкивала писателя на изучение различных оттенков поведения его героев. Каждый вечер он стремился в оперу послушать любимых им Паизиелло, Чимарозу, Перголези, Моцарта, Россини. «Не знаю, сколько миль прошел бы я пешком, — писал Стендаль, — чтобы послушать „Дон Жуана" или „Тайный брак", не знаю, ради чего другого я совершил бы такие усилия».

Среди первых увидевших свет произведений писателя были «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1814) и «Жизнь Россини» (1823). Неверно было бы считать эти работы музыковедческими трудами — Стендаль был всего лишь любителем, не помышлявшим о карьере ученого-музыканта. Однако тонкое понимание психологии композитора, его творчества дали возможность Стендалю одним из первых обнаружить у Моцарта страстность и романтическую порывистость, драматизм и шекспировскую мощь, показать непреходящую ценность наследия великого композитора. Работа, посвященная Россини, пользовалась большим успехом при жизни автора, а книга о Гайдне и Моцарте (одна из первых на французском языке) пробудила интерес к их творчеству. Причем это были не просто биографии: описание жизни композиторов давало возможность писателю проникнуть в духовный мир художников, найти необходимые слова и образы, передающие общую тональность, характер их музыки, и выразить свое отношение к ней, осветить окружающую музыкальную атмосферу своей эпохи.
Стендаль придавал большое значение слову (отсюда его преклонение перед крупнейшим мастером-либреттистом П. Метастазио). Естественно, что ближе всего ему была вокальная музыка. По его мнению, передавать с особой наглядностью движения души, ее жизнь может лишь самый совершенный инструмент — человеческий голос. Вот почему именно опера была для писателя ведущим жанром музыкального искусства.

Глубоко анализируя специфику и музыкальную драматургию оперы, Стендаль учился ритму литературного изложения, законченности фразы, общему колориту подачи того или иного героя, той или иной ситуации.
Преклоняясь перед Моцартом, Стендаль учился у него естественности, искренности, лаконичности изложения, «не замутненного фальшивым величием, напыщенностью», овладевал искусством прозрачного и простого выражения сложных человеческих переживаний. Эмоциональная тональность многих описаний Стендаля, тончайшее слияние радости и печали, нежности и грусти сродни музыке Моцарта.
В романах писателя красота пейзажа созвучна совершенству музыкальной гармонии, а запрещение петь становится символом угнетения личности. В целом же в творчестве Стендаля восприятие музыки героями — важная черта характеристики персонажей, своего рода мерило человеческих отношений.
В. Матвеева