Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

В.Протопопов

О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

13 июля
75 лет со дня рождения Владимира Васильевича ПРОТОПОПОВА

 

 

Более сорока пяти лет длится напряженная, плодотворная деятельность В. В. Протопопова — выдающегося советского музыковеда, превосходного музыканта, талантливого исследователя и педагога. Протопопов родился в Москве, где проходили и годы его учения — в школе, на композиторском отделении музыкального техникума и на историко-теоретическом факультете в консерватории. Рано проявились музыкально-творческие способности и склонности серьезного, сосредоточенного юноши, который углубленно занимался гуманитарными и точными науками, одновременно увлекаясь искусством, овладевая музыкально-теоретическими знаниями и композицией. Как ученый и педагог Протопопов сложился в условиях советской действительности. В 1937 году он окончил Московскую консерваторию — с последующим занесением его имени на мраморную Доску отличия. Тогда же были опубликованы первые его работы. С 1938 года Протопопов стал педагогом Московской консерватории, где бессменно работает и поныне.

Под руководством ученого воспитывалось не одно поколение советских музыковедов, которые слушали его теоретические курсы, готовили дипломные работы, успешно защищали кандидатские и докторские диссертации. По существу, им создана подлинная научно-творческая школа, для которой профессор Протопопов был постоянным образцом музыканта-исследователя, неутомимого и инициативного, теоретически-многостороннего и одновременно обладающего даром исторического постижения теории. По масштабам и содержанию своей научной и педагогической деятельности Протопопов бесспорно выделяется среди советских музыковедов и по праву должен быть причислен в наше время к кругу авторитетнейших ученых мира в своей области.

Где бы ни работал Протопопов — в консерватории, в научных учреждениях (например, в Институте истории искусств Академии наук СССР — научный сотрудник и заведующий сектором музыки) , — повсюду он пользовался и пользуется неоспоримым авторитетом как ученый и всеобщим уважением как безупречно строгий к себе музыкальный деятель. Круг его научных интересов всегда был широк и в то же время определялся строгими художественными вкусами, выбором лучшего и интереснейшего, непреходяще ценного на путях русской и западноевропейской, старинной и современной музыки. Глинка, Танеев, Чайковский, Римский-Корсаков, Бах, Бетховен, Шопен, советские композиторы — вот главные объекты в исследованиях Протопопова.

Кандидатская диссертация молодого исследователя была написана на тему «Камерное инструментальное творчество С. И. Танеева» (1942). В качестве докторской диссертации Протопопов защитил в 1960 году фундаментальное исследование «Музыкально-теоретические проблемы оперного искусства Глинки» (издано в 1961 году в переработанном варианте под названием «„Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование»). Естественно, что ученого привлекали именно теоретические проблемы, связанные в то же время с широким пониманием закономерностей музыкальных форм и неотчленимые от вопросов стиля того или иного композитора. Вместе с тем Протопопов нимало не ограничивался исследованием собственно музыкальных форм. Его глубоко занимали исторические вопросы эволюции музыкального искусства, тематизма, приемов развития и композиции, все то, что не стабильно, не схематично. Эти же вопросы и поныне остаются интереснейшими для исследователя. Углубляясь в теоретические проблемы искусства Глинки, Протопопов обследовал его рукописи, поднял множество архивных материалов, восстановил всю историческую обстановку, в которой возникло и было оценено оперное творчество Глинки, стремясь как бы изнутри постигнуть и осветить творческий процесс композитора и установить, что именно в его творческом методе является подлинным развитием народной традиции, понимаемой широко и полно.

В истории русской музыкальной культуры Протопопова интересовали также неисследованные вопросы XVII—XVIII веков: русского партесного пения (отсюда его капитальное исследование-публикация «Музыка на Полтавскую победу», 1973, в серии «Памятники русского музыкального искусства), крупнейших теоретических трудов прошлого (еще более обширное исследование-публикация «„Идея грамматики мусикийской" Н. Дилецкого», 1980, в той же серии). В этих случаях выход исследователя за рамки собственно теории не может не поражать своими масштабами: обследовано и учтено все, что можно изыскать из прошлого русской культуры в связи с происхождением данных памятников!
Ценнейшие исследования Протопопова посвящены истории музыкальных форм прошлого и современности в их длительном развитии: «История полифонии в ее важнейших явлениях» (два тома, 1962—1965), «Очерки из истории инструментальных форм XVI — начала XIX века» (1979), «Вариационные процессы в музыкальной форме» (1967), «Вариации в русской опере» (1957), «Контрастно-составные музыкальные формы» (1962) и другие работы. Исследования этого типа и особенно этого содержания не часты и у нас, и за рубежом: здесь Протопопов идет, в сущности, почти непроторенным путем и открывает много нового, отнюдь не нормативного, «процессуального». Не менее интересны в этом плане и возникающие параллельно капитальные монографические темы. Он исследует закономерности понимания музыкальных форм у Баха («Принципы музыкальной формы И. С. Баха», 1981), «Принципы музыкальной формы Бетховена» (1970), вариационный метод Шопена (1960), принципы музыкальной формы у Шостаковича (1956, 1959).

Во всех этих работах, книгах, статьях, докладах музыкальная форма предстает отнюдь не как схема, а в живом ее развитии, в ее реальном, всегда неповторимом воплощении: как сама жизнь музыки! Теоретические проблемы, постижение творческой индивидуальности, проникновение в историю — все здесь сливается в комплексном охвате.
Казалось бы, названные работы могли составить достойный вклад со стороны не одного ученого, а целого ряда исследователей в их область науки. Тем не менее Протопопов находит время и силы для составления многих сборников и редактирования нотных и литературных изданий, участвует в работе редколлегий полного собрания сочинений Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки. Напомним также о полезнейшем шеститомном издании «Статей о музыке» В. В. Стасова, который был осуществлен в 1974— 1980 годах.
Имя Протопопова хорошо известно и у нас в стране, и за рубежом. Ученым опубликовано более ста пятидесяти работ, в том числе восемнадцать книг и отдельных изданий. Ряд из них переведен на иностранные языки. С научными докладами ученый выступал на международных конгрессах в Берлине, Варшаве, Софии, Быдгоще.

Советская музыкальная культура многим обязана научно-творческой деятельности Вл. В. Протопопова: исследователь учит нас глубже и шире понимать крупнейшие художественные явления прошлого и современности, прослеживает и освещает закономерности музыкального искусства в их живом и непрерывном развитии, связях, «прорастании». На этом воспитываются не только его ученики в собственном смысле, но и все, кто с ним общается и изучает его труды.
Т. Ливанова