Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

Т.Хренников



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

10 июня
70 лет со дня рождения
Тихона Николаевича ХРЕННИКОВА

 

 

 

Не часто в одном лице сочетаются блестящий творческий дар музыканта-композитора, исполнителя, педагога и крупного яркого общественного деятеля. Т. Н. Хренников — кандидат в члены ЦК КПСС, был делегатом XXII, XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, с 1948 года возглавляет Союз композиторов СССР, является членом многих советских и зарубежных общественных организаций. Он удостоен звания Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, Ленинской и Государственными премиями отмечены его лучшие произведения.
Огромный авторитет среди музыкантов, искренняя любовь слушателей в нашей стране и за рубежом принесли композитору его многочисленные и многожанровые сочинения. А его доброта, справедливость, вечно молодой оптимизм, жизнерадостность, редкое трудолюбие, требовательность к себе и другим снискали любовь и уважение окружающих.

Личность художника, мировоззрение и восприятие им окружающей жизни всегда отражается в его творчестве. К каким бы темам ни обращался в своих сочинениях Хренников, все они пронизаны светлой и чистой любовью к жизни, человеку. Лирика во всех ее проявлениях, как правило, окрашена в романтические тона, в драматических образах подчеркнуто героическое начало, в комедийных ситуациях преобладает юмор и мягкая ирония.

Стиль композитора, музыкальный язык его сочинений, выразительные средства, в них использованные, принадлежат XX веку. Но особенность творчества Хренникова в том, что его музыка рассказывает о современнике на современном языке, понятном широкой аудитории слушателей.

Музыкальное дарование композитора проявилось в очень раннем возрасте. После окончания школы в родном городе Ельце и Музыкального техникума имени Гнесиных в Москве юноша блестяще сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию в 1932 году и был принят сразу на второй курс, причем по двум специальностям: как композитор он занимался в классе В. Я, Шебалина, как пианист — у Г. Г. Нейгауза.
К каким бы музыкальным жанрам ни обращался молодой Хренников— симфонии, концерту, опере, музыке к театральным спектаклям, песне, — в них сразу же проявлялась яркая индивидуальность стиля композитора, черты творческой самостоятельности; слушатели неизменно отмечали талант и мастерство, сразу же говорили о новом сочинении как явлении в музыкальной жизни страны.
Через год после поступления в консерваторию был создан Первый концерт для фортепиано с оркестром, блистательно исполненный автором в Москве и Ленинграде. Этот концерт был включен в программу Международного фестиваля и получил широкое признание.

Композитор Хренников
Т. Н. Хренников

Современность, бурное, стремительное и радостное строительство новой жизни молодого Советского государства — все это стало темой сочинений молодого композитора, в том числе — его Первой симфонии, написанной к окончанию консерватории. Уже в ранних сочинениях проявились черты, характерные и для последующих инструментальных и симфонических произведений Хренникова: во Второй (1972) и Третьем (1981) фортепианных концертах, двух концертах для скрипки с оркестром (1959, 1975), концерте для виолончели с оркестром (1964), Второй и Третьей симфониях (1942, 1973). Новое, современное естественно выливалось из понимания специфики избранного жанра, острого чувства формы, внимания к традициям классики, в первую очередь — русской.

В жанре концерта композитор всегда внимателен к виртуозным возможностям солирующего инструмента. Симфонические сочинения, в том числе сюиты, составленные из музыки к театральным постановкам, отличает блестящее знание специфики оркестра: мастерство в использовании его колористических возможностей, тембровой индивидуализации и синтеза звучания различных групп инструментов.
Музыка Хренникова всегда ярко образна, театральна, что проявилось в многочисленных и разножанровых сценических произведениях, стало в определенной мере чертой инструментального стиля. Неудивительно, что первое же его обращение к сценическим жанрам — постановка комедии У. Шекспира «Много шума из ничего» на сцене театра имени Е. Б. Вахтангова (1937)—было не только успешным. Музыка стала одним из главных элементов спектакля, помогала актерам и зрителям ощутить мир чувств шекспировских героев. Это качество театрального творчества композитора сохранилось и углубилось в его последующих работах в театре и кино. Достаточно назвать музыку к спектаклю Центрального театра Красной Армии «Давным-давно» А. Гладкова (затем был создан кинофильм «Гусарская баллада») или к таким кинофильмам, как «В шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Руслан и Людмила», многосерийный телевизионный фильм «Красный вихрь», телефильм «Дуэнья», песни из которых стали любимыми для многих зрителей.

Причина популярности песен Хренникова, их быстрой запоминаемости и долголетия коренится в ясности, интонационной самобытности мелодий каждой из них, в глубине содержания и законченности формы.
Первая опера Хренникова «В бурю» (1939) на сюжет романа II. Вирты «Одиночество» создавалась в тесном сотрудничестве с коллективом Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Руководитель театра Немирович-Данченко, зорко определив в молодом авторе талант композитора-драматурга, внимательно и увлеченно работал над новой оперой, что несомненно стало для композитора школой сценического искусства. Красота мелодики, романтическая приподнятость, напряженный драматизм развития характеров первой оперы Хренникова в опере «Мать» (1957) по роману М. Горького обогатились новыми чертами, что требовала специфика избранного сюжета. Интонации русской революционной песни в своеобразном авторском преломлении стали основой музыкального языка этого сочинения.

В выборе сюжетов обеих опер Хренникова (революционные события 1905 года, период гражданской войны) проявилась гражданская позиция композитора.
Чувство юмора, умение в музыке передать комическое характерно для многих произведений Хренникова. Таковы оперы «Безродный зять» (в первой редакции «Фрол Скобеев») и «Много шума из-за. сердец», оперетта «Стб чертей и одна девушка», музыкальная хроника «Белая ночь», музыка к кинокомедиям, к пьесе М. А. Булгакова «Дон-Кихот» И многие другие, в том числе и инструментальные сочинения.
Охватив почти все жанры музыкального театра, композитор в 70-е годы обратился к еще одному виду сценического искусства — балетному спектаклю. Балет «Любовью за любовь» (1976) отличает искрометный юмор, мягкая ирония; в «Гусарской балладе» (1979) черты комедийности окрасились в героико-романтические тона.

Хренников, очень строго оценивая свои сочинения, не раз создавал их новые редакции (например, оперных спектаклей). На основе музыки к двум драматическим постановкам — «Много шума из ничего» и «Давным-давно» — были созданы названные балетные спектакли. И в том, что вокальные номера (не говоря уже об оркестровых) так естественно перевоплотились в зримо хореографические, сказалась специфика театральности музыки композитора. Она заключается в том, что в его музыке к драматическим постановкам не только слышны интонации речи того или иного персонажа, но и как бы зримо представляются их движение, пластика.

Личность « художника-творца проявляется не только в музыке Т. Н. Хренникова, но и в сочинениях его многочисленных учеников и последователей. Много лет профессор Московской консерватории чутко и бережно воспитывает новое молодое поколение советских музыкантов, заботливо выявляя, поддерживая самостоятельность и разнообразие интересов, вкусов, творческих особенностей композиторских дарований.

Е. Куриленко