Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

19 июня
75 лет со дня рождения
Юлия Анатольевича КРЕМЛЕВА
(1908—1971)

 

 

В советское музыкознание Ю. А. Кремлев вписал яркие страницы. Он проявил себя как видный историк музыки, критик и публицист, много внимания уделявший советской музыке, эстетике, занимавшийся проблемами музыкальной интонации. Кремлев принадлежал к поколению музыкантов, чьи взгляды формировались в годы после Великой Октябрьской социалистической революции. К самым существенным чертам его личности следует отнести чуткость к запросам советской музыки и музыкознания, готовность откликнуться на их насущные требования.

В начале творческого пути Кремлев серьезно увлекался фортепианной игрой. Сперва это были занятия с С. И. Савшинским, а затем в Ленинградской консерватории— с М. В. Юдиной. Педагоги отзывались о молодом пианисте самым лестным образом. С юных лет он отличался разносторонней одаренностью. Кроме пианизма и музыкознания его интересовала музыкальная композиция и живопись. Кремлеву посчастливилось встретиться на творческом и жизненном пути с крупнейшими представителями музыковедческой мысли. В аспирантуре (1933—1937) он учился у Б. В. Асафьева. Другим его научным наставником (уже в Институте театра и музыки) был А. В. Оссовский.

Первые опубликованные работы Кремлева относятся к 1934 году. В предвоенные годы вышли брошюры о А. П. Бородине, Ф. Листе, В. Моцарте, Ж. Бизе, Дж. Мейербере, книга о Ленинградской консерватории, статьи о советской музыке, среди которых выделялась статья о А. Ф. Пащенко и его опере «Помпадуры». Работы Кремлева обнаруживают высокую эрудицию автора, богатство его ассоциативного мышления, изобилуют ценными наблюдениями. Музыковед страстно и горячо вторгается в новые области для советской музыкальной науки, тогда только находившей свою методологию.

В годы Великой Отечественной войны Кремлев остается в Ленинграде и здесь самоотверженно трудится: выступает с концертами по радио как пианист и композитор, работает над рукописью «Очерки развития русской мысли о музыке». В послевоенное десятилетие в центре интересов Кремлева находится несколько крупных творческих тем. Одну из них он завершит превосходной книгой о Ф. Шопене (1949), выдержавшей уже несколько изданий. Другая тема станет продолжением «Очерков развития русской мысли о музыке». Сравнительно небольшая рукопись выросла в фундаментальное трехтомное исследование (завершенное в I960 году), в котором рассматриваются процессы развития русской мысли о музыке от 20-х до 90-х годов XIX века в нерасторжимой связи с прогрессом общественной мысли в России. За это исследование Кремлеву в 1962 году была присуждена ученая степень доктора искусствоведения. Третья тема носит специфически эстетический характер, это — «Очерки по вопросам музыкальной эстетики» (1957). В этой книге Кремлев выдвигает свою гипотезу трактовки свойств музыкальной интонации, внося определенный вклад в кардинальную для советской эстетики проблему отражения музыкой действительности.
В 50-е годы вышли в свет книги Кремлева — «Фортепианные сонаты Бетховена» (1953) и «Симфонии Чайковского» (1955), а также многочисленные статьи по вопросам русской и зарубежной классики, советской музыки. Советской музыкальной современности Кремлев постоянно уделял особое внимание. В 50—60-е годы были написаны его книги «Соловьев-Седой» (1960), «Хренников» (1963), статьи о советской музыке. Кремлев отстаивал в них критерии содержательности музыки, ратовал за естественность выражения, искренность, доступность, боролся с фетишизацией понятия мастерства.
XX съезд КПСС поставил перед советским искусствознанием задачу научно-объективного освещения зарубежной культуры XX века. Кремлев откликнулся на это требование созданием ряда работ, из которых особенно ценна книга о Дебюсси (1965), где он дает проницательную оценку музыкальному импрессионизму. Монография о Дебюсси — выдающийся вклад советского музыковеда в мировую литературу о французском композиторе. Глубокое знание эпохи, меткость характеристик присущи монографиям о Ж- Массив (1969), Сен-Сансе (1970). Последней книгой Кремлева была книга о И. Гайдне (1972), в которой автор, с одной стороны, пишет о богатстве эмоциональной палитры, свойственной музыке Гайдна, а с другой — доказывает, что искусство Гайдна является «подлинной вершиной народности музыки в XVIII веке».

Труды Кремлева издавались в ГДР, Венгрии, Румынии, Франции, Польше, Болгарии и других странах. Много сил отдавал Кремлев музыкально-общественной деятельности. Он избирался членом правления Союза композиторов СССР, входил в редколлегию журнала «Советская музыка». В 1957 году Кремлеву было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1957—1968 годах Кремлев стоял во главе сектора музыки Института театра, музыки и кинематографии.
В. Смирнов