Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

Н. Раков



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

14 марта
75 лет со дня рождения
Николая Петровича РАКОВА

 

 

Народный артист РСФСР Н. П. Раков относится к числу композиторов, важнейшей художественной миссией которых является последовательное развитие и передача грядущим поколениям эстетических заветов классиков. В его сочинениях прослеживается связь с самыми разными традициями; определяющими же являются те из них, которые связаны с утверждением положительного начала в жизни, духовной чистоты, красоты природы, гармонии мира. Поэтому особенно близки Ракову созерцательно-пасторальные образы Н. А. Римского-Корсакова, светлая, целомудренная лирика А. К- Глазунова, изящество, тонкость и красочность музыки А. К. Лядова, поэтичность Э. Грига.

Устойчивый интерес к наследию классиков сложился у Ракова рано, еще в детские годы, проведенные им в Калуге. Начав заниматься музыкой с шести лет, он вскоре становится постоянным посетителем музыкальных собраний в домах городской интеллигенции, где принимает участие как скрипач и пианист в исполнении камерно-инструментальных ансамблей А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Р. Шумана, Э. Грига, а с двенадцати лет играет в симфоническом оркестре, где знакомится с оркестровой музыкой композиторов XIX века.

Еще глубже и серьезнее стала ориентация Ракова на традиции отечественной и зарубежной классики в годы обучения в московском музыкальном техникуме, куда он поступает в 1924 году, а затем в Московской консерватории (1928—1931). Особую роль в этом сыграл его профессор по классу композиции Р. М. Глиэр, который, как вспоминает впоследствии Раков, закрепил в нем «убеждение, что профессиональная подготовка может быть достигнута композитором лишь повседневным , трудом, усвоением творческих достижений мастеров».

Но приверженность к классике не вылилась у Ракова. в академизм или подражательность — композитор сумел претворить традиции свежо и по-новому. Приметы его авторской индивидуальности стали проявляться еще в произведениях консерваторских лет, а «Марийская сюита» (дипломная работа, 1931) позволила говорить о молодом композиторе как о сложившемся, творчески зрелом музыканте. На конкурсе, посвященном десятилетию Марийской области (ныне Марийской АССР), сюита была удостоена первой премии, ее исполняли многие крупные советские дирижеры, в том числе Н. П. Аносов, А. В. Гаук, К- С. Сараджев; звучала она и за рубежом —- в США, Мексике, Чехословакии. В этом и ряде последующих сочинений Ракова, таких, как «Танцевальная сюита» (1934), где использованы подлинные народные мелодии (узбекская, татарская, таджикская), Первая симфония (1940) на материале напевов киргизского акына Токтогула Сатылганова, многочисленные фортепианные пьесы, определились характерные черты творческого почерка композитора. Главная из них — это склонность к особого рода лирике. Ей чужды обостренная субъективность, психологическая конфликтность; напротив, она отмечена ликующей мажорностью, ясностью эмоционального строя. Из многочисленных проявлений человеческих чувств композитор акцентирует состояния мечтательности, элегической нежности, романтической одухотворенности. Музыка Ракова являет собой лирическое созерцание окружающего мира, его радостей и красот. Композитора интересует каждая деталь, нюанс, игра светотеней — отсюда его тяготение к лаконичности высказывания, чуткость к мельчайшим «клеточкам» музыкальной ткани, их тщательная, филигранная отделка, отсюда же и богатство колорита, гармоническая и оркестровая красочность его музыки.

В военные и послевоенные годы под воздействием драматических событий современности образный мир музыки Ракова расширился и усложнился. В таких его сочинениях, как Поэма для виолончели и фортепиано (1942), посвященная памяти погибшего на фронте композитора Н. Голубева, Первый концерт для скрипки с оркестром (1944), Вариации для фортепиано си минор (1949), Первая скрипичная соната (1951), романсы, слышатся отзвуки военных бурь, в их эмоциональный строй проникают настроения мужественной суровости, патетики, глубокой печали. Но основное место и в них занимает лирика. Среди названных произведений выделяется своей образной яркостью и отзывчивостью, мелодическим богатством, стройностью композиции, симфонической логикой Первый скрипичный концерт, удостоенный Государственной премии СССР (1946). Он сразу же приобрел большую популярность. Первым исполнителем его был Д. Ф. Ойстрах, а затем концерт вошел в репертуар многих советских музыкантов: Ю. Г. Ситковецкого, И. Д. Ойстраха, Э. Д. Грача, О. А. Кагана.

Последний период творчества Ракова отмечен связью его музыки с духовной атмосферой венского классицизма. Здесь важны не столько конкретные приемы стилизации, хотя подчас встречаются и они, сколько общий колорит, неизменная гармоничность образного строя, классическая проясненность стиля и формы. К числу сочинений такого рода можно отнести Симфониетту (1952), две фортепианные сонаты (1959, 1973; первая называется «В классическом стиле»), Вторую симфонию—«Молодежную» (1957), Триптих для скрипки и фортепиано (1968), Второй скрипичный концерт (1963) и Вторую скрипичную сонату (1974), Концертную фантазию для кларнета с оркестром (1968).

Особое место в творчестве Ракова занимает музыка для детей. Он является создателем огромного репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего в себя сочинения разных жанров для всех инструментов (струнных, духовых, народных), для различных по составу ансамблей и ученических оркестров. Его произведения много и охотно играют иные музыканты на разных стадиях своего обучения.
Раков известен и как один из ведущих советских педагогов по инструментовке. Будучи великолепным знатоком оркестра, за время преподавания в Московской консерватории (с 1932 года, с 1940 — профессор) он воспитал не одно поколение талантливых, владеющих всем арсеналом выразительных оркестровых средств композиторов. Среди них В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Я- Эшпай, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке.
Любители музыки знают Ракова и как одаренного дирижера, чуткого интерпретатора своих сочинений и произведений классического репертуара.
А. Цукер