Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

Романсы



О композиторах, музыкантах - юбилейные даты

 

 

5 марта
75 лет со дня рождения
Веры Андреевны ВАСИНОЙ-ГРОССМАН

 

 

 

Профессиональная биография В. А. Васиной-Гроссман сложилась не совсем обычно: поступив в Московскую консерваторию взрослым человеком, уже поработавшим в школе педагогом, и окончив консерваторию в тридцать лет, она менее чем через пятнадцать лет стала доктором искусствоведения. Вероятно, это объясняется особой целеустремленностью и преданностью «теме жизни»: музыка и поэзия — во всем многообразии аспектов этой проблемы.

Широко известны наиболее крупные работы Веры Андреевны: книги «Русский классический романс XIX века», «Романтическая песня XIX века (Австрия, Германия)», «Мастера советского романса», недавно вышедшая вторым изданием, большие статьи в сборниках и журналах. Внутри темы «музыка и поэзия» диапазон интересов исследователя очень велик. Так, почти одновременно вышли сборники «Мастера советской песни» со статьей о песнях М. Таривердиева и очередной том «Музыки XX века», где в главе о камерной вокальной музыке впервые в нашей литературе крупным планом представлена вокальная музыка композиторов французской «Шестерки», Веберна и другие. важные творческие явления.
Самое крупное теоретическое произведение Веры Андреевны — «Музыка и поэтическое слово». В этом труде, по словам автора, показано, как широки художественные возможности синтеза двух искусств и как важно разработать метод анализа, соответствующий специфике этого синтеза. Общим и индивидуальным чертам ритма, интонации и композиции в поэзии и музыке, а также новым качествам, которые обретают эти три начала, объединяясь в вокальных жанрах, посвящены три части работы: «Ритмика», «Интонация», «Композиция». Эта книга подытожила многолетние размышления и исследования ученого. А интерес к связям музыки и поэзии возник у В. А. Васиной-Гроссман в ранней юности, когда она и не помышляла еще о профессии музыковеда.

Вера Андреевна всегда с благодарностью вспоминает своих учителей. В консерватории это был блестящий историк музыки В. Э. Ферман, а потом руководителем ее стал академик Б. В. Асафьев. Под его руководством создавалась книга «Русский классический романс» — докторская диссертация Васиной-Гроссман. В личном деле Веры Андреевны во Всесоюзном институте искусствознания (тогда Институте истории искусств) сохранилась характеристика, данная Асафьевым: «Очень симпатичное, скрытое в своей скромности, но мерно развивающееся на прочном познавании музыкальных явлений, исследовательское дарование, я бы назвал его „лирическим". Музыкально-тонкие и чуткие исследовательские изыскания Гроссман, 3 Ежегодник 1983 требующие досконального проникновения и в русское поэтическое слово, содержат в себе ценное качество цепкости глубоко художественного проникновения в процессы эстетического становления композиторской мысли.»

С этих пор началась многолетняя работа Веры Андреевны в институте. Появились серьезные работы в составе многотомных коллективных трудов: в «Истории русской советской музыки», в «Истории музыки народов СССР», в комплексном исследовании «Русская художественная культура конца XIX — начала XX века» и других.
Если попытаться в нескольких словах определить основное в облике В. А. Васиной-Гроссман, то это — бескомпромиссность, доброта, открытость и демократизм. Те, кто работали с ней вместе, знают, какой это строгий и доброжелательный критик, для которого интересы науки превыше всех остальных соображений. Она отзывчива на все новое, что появляется в мире. Около нее всегда люди, молодежь. Вере Андреевне не свойствен музыковедческий «академизм», делящий проблемы на более и менее «достойные». Она любит заниматься «неапробированными» темами. И аспирантам своим прививает интерес к массовой и эстрадной песне.

Большое значение придает В. А. Васина-Гроссман популяризации мысли о музыке. В годы войны она ездила с концертной бригадой Московской консерватории на Северный флот и провела цикл лекций в Полярном. Поистине огромной известностью пользуются ее «Первая книжка о музыке», которая действительно впервые приобщила тысячи и тысячи юных и взрослых читателей к музыкальному искусству (за четверть века она вышла шестью изданиями на русском языке, а также напечатана на чешском, словацком, румынском и болгарском языках!.), небольшая, но чрезвычайно содержательная работа «М. И. Глинка» (выдержавшая четыре переиздания), книжка «Вокальные формы» (также переиздававшаяся несколько раз— в том числе на болгарском языке).
И наконец, удивительное для ученого такого ранга ощущение себя — в пути, не «мэтром», а просто воином «армии искусств».
Л. Корабельникова