Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

25 мая
50 лет со дня открытия
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

 

 

25 мая 1933 года решением правительства Белоруссии в Минске был открыт Белорусский государственный театр оперы и балета. С одной стороны, новый театр обобщил лучшие культурные традиции народа, а с другой — стимулировал широкое развитие национальной музыкальной драматургии и исполнительства.
Музыкально-стилистические истоки репертуара театра коренятся в старинном быту народа (театр батлейки), связаны с деятельностью этнографов, музыкантов, артистов — просветителей XIX века (С. Монюшко, В. Дунин-Марцинкевич, И. Буйницкий), с работой драматических кружков и любительских студий. Становление национальной драматургии в начале XX века (Я. Купала, М. Богданович, Дм. Бядуля) сопровождалось щедрым введением народно-музыкального элемента в сценическую ткань, чему содействовали первые публикации фольклористов — Н. Чуркина, Л. Роговского, А. Гриневского, И. Сербова. Рождение белорусской оперы «Освобождение труда» Н. Чуркина в первые послеоктябрьские годы (1922) обозначило демократическое направление в стилистике и исполнительстве. Организованные в начале 20-х годов народные консерватории (музыкальные техникумы) в Витебске, Минске, Гомеле, Бобруйске начали готовить музыкантов-профессионалов.

Определяющую роль в развитии основ национальной драматургии сыграл Первый Белорусский государственный театр, спектакли которого носили синтетический характер: они объединяли драму, музыку и балет (например, «На купалье»). Успехи солистов, балетной и хоровой трупп театра позволили в середине 20-х годов осуществить ряд классических постановок: «Князя Игоря» А. Бородина, <Русалку» А. Даргомыжского, «Коппелию» Л. Делиба и др. Здесь же в концертном исполнении была дана сатирическая опера Н. Аладова «Тарас на Парнасе» (1927).

История будущего театра оперы и балета неотделима и от существенных достижений оперного класса Минского техникума (под руководством В. Цветкова), силами которого были созданы на сцене Первого Белорусского государственного театра спектакли «Фауст» Ш. Гуно, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Русалка» А. Даргомыжского. В связи с реорганизацией оперного класса в Белорусскую государственную студию оперы и балета (1930—1933), были поставлены «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова и «Кармен» Ж. Бизе. Студией руководили дирижер И. Гитгарц, концертмейстер Г. Петров, балетмейстер Л. Крамаревский. Уже тогда выделились имена певцов: Л. Александровской, Т. Боначич, М. Русина, В. Калиновского, М. Денисова, Л. Алексеевой, С. Друкер, Д. Кроз, Е. Салиной, И. Болотина, молодых артистов балета: С. Дречина, Г. Щелкиной, К. Калитовской, Я. Вепринского. «Студия помещалась в одной комнате, — вспоминала Л. Александровская, — в классе № 20, где одновременно ютились мы, все солисты, хор, балет и хранилось все наше театральное имущество — декорации, реквизит, костюмы. Мы сами ставили декорации, шили костюмы, все делали охотно и увлеченно, вдохновленные прекрасной целью — созданием белорусского национального театра оперы и балета». В торжественный день открытия театра артисты оперной студии показали «Кармен» на сцене Первого Белорусского государственного театра.
Полувековой путь Белорусского государственного академического театра оперы и балета полон исканий и свершений. Поставленные в середине 30-х годов спектакли классического музыкального репертуара (сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Делиба, Россини и др.) воспитывали высокие традиции исполнительской музыкальной культуры, создавали истинно художественную атмосферу, питавшую национальную оперу. На первой декаде белорусской литературы и искусства в Москве в 1940 году были показаны новые белорусские спектакли: оперы «Михась- Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, «Цветок счастья» А. Туренкова, балет «Соловей» М. Крошнера.

Определяющие черты белорусского музыкального театра проявились в связях с важнейшими этапами истории быта народа, с героикой, патриотическими мотивами его жизни и искусства. Больших успехов в воплощении этих тем добились дирижеры И. Гитгарц, Н. Грубин, М. Шнейдерман; режиссеры В. Борисевич, П. Златогоров, Н. Смолич, И. Шлепянов; художники М. Бобышов, С. Николаев, Б. Матрунин; балетмейстеры К- Голейзовский, А. Ермолаев, Ф. Лопухов, К. Муллер; певцы Л. Александровская, Л. Алексеева, Т. Боначич, В. Волченецкая, С. Друкер, В. Малькова, Р. Мло-дек, Е. Арсенко, П. Засецкий, В. Лапин, И. Муромцев; артисты балета 3. Васильева, А. Николаева, С, Дречин.

Эвакуированный в тыл страны в годы Великой Отечественной войны белорусский театр работал на различных сценических площадках Москвы, Алма-Аты, Ташкента, Свердловска, Горького, Коврова. Возвращение в дымящийся пожарищами Минск летом 1944 года было отмечено премьерой новой героико-патриотической оперы «Алеся» Е. Тикоцкого. И в дальнейшем, вплоть до наших дней героическая тема доминирует в национальном репертуаре театра. Послевоенные оперные сочинения — «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Кастусь Калиновский» Д. Лукаса, «Машека» Г. Пукста, «Ясный рассвет» А. Туренкова, «Павел Корчагин» П. Подковырова — поэтизируют историческое прошлое. Полная мужества и драматизма борьба народа в Великой Отечественной войне отражена театром в оперных спектаклях «Андрей Костеня» Н. Аладо-ва, «Маринка» Г. Пукста, «Дорогою жизни» Г. Вагнера, в балете «Альпийская баллада» Е. Глебова.
Существенную роль в национальной музыкальной драматургии в послевоенные годы продолжает играть жанрово-бытовой элемент. Вместе с тем тематика такого рода усложняется за счет внедрения лирического и драматического начал. Это характерно для балетов 60—70-х годов — «Мечта», «Избранница», «Тиль Уленшпигель» Е. Глебова, «Свет и тени» и «После бала» Г. Вагнера. Лирическое направление господствует в операх Ю. Семеняко «Колючая роза», «Когда опадают листья», «Звезда Венера».
Расширение тематического диапазона национального репертуара театра очевидно и в оперных премьерах последнего времени — в лирико-героической «Седой легенде» Д. Смольского (1978) и в историко-философской трагедии «Джордано Бруно» С. Кортеса (1979), в психологической драме «Дорогою жизни» Г. Вагнера (1980).

Значительному творческому росту театра в большой мере содействует -.постоянная связь с мировой художественной классикой. В последнее двадцатилетие на сцене Белорусского театра поставлены «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Отелло» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского (обе оперы в редакции Д. Шостаковича), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Орестея» С. Танеева. Современные музыкально-драматические и постановочные тенденции с большой силой проявляются и в работе коллектива над советским репертуаром. Его отличает разнообразие стилистических и национальных красок, о чем свидетельствуют спектакли «Обручение в монастыре», «Золушка», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачатуряна, «В бурю» Т. Хренникова, «Миндия» О. Так-такишвили, «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Сотворение мира» А. Петрова.
Стремление формировать художественный профиль театра в гармоническом единении национальных традиций, углубленное внимание к классике и чуткость к современным музыкально-драматургическим тенденциям объединяют постановщиков и исполнителей различных поколений — дирижеров О. Брона, Л. Любимова, И. Абрамиса, Т. Коломийцеву, Т. Дугашева, К. Тихонова, В. Мошенского, Я. Вощака, А. Аниси-мова; режиссеров О. Моралева, Ю. Уженцева, Д. Смолича, С. Штейна, А. Смирницкого; балетмейстеров А. Андреева, С. Дречина, Н. Конюс, О. Дадишкилиани, B. Елизарьева; художников Е. Чемодурова, П. Масленникова, А. Дулевского, Е. Лысика.

Белорусский театр оперы и балета ныне занимает одно из ведущих мест в стране. Заслуженной известностью театр обязан талантливым певцам — М. Ворвулеву, Р. Млодек, М. Денисову, Т. Нижниковой, К- Кудряшовой,
C. Данилюк, Т. Шимко, Л. Галушкиной, 3. Бабию, В. Кириченко, И. Шикуновой, В. Чернобаеву, И. Сорокину, А. Савченко, А. Дедику, А. Рудковскому, солистам балета Н. Давиденко, А. Корзенковой, И. Савельевой, В. Давыдову, В. Миронову, В. Саркисьяну, Л. Бржозовской, Ю. Трояну, Н. Павловой, Н. Синельниковой.
Т. Щербакова