Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

30 мая
75 лет со дня рождения
Яниса Адольфовича ОЗОЛИНЯ (Озолиньша)
(1908—1981)

 

 

Известный латышский музыкальный деятель Я. А. Озолинь родился в городе Елгаве. В 1935 году он окончил Латвийскую консерваторию по классу музыкальной педагогики. Более пятидесяти лет своей кипучей творческой жизни отдал дирижерской, композиторской и педагогической деятельности. В 1930—1941 годах он работал преподавателем в общеобразовательных школах в Елгаве и Риге. В 1942—1944 годах дирижер хора Государственного художественного ансамбля Латвийской ССР в Иванове. В 1944— 1953 годах художественный руководитель ц главный дирижер Государственного академического хора ЛССР, с 1951 года — педагог (с 1965 года профессор) Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола, в 1951 — 1975 годах был ее ректором. Много лет — один из главных дирижеров Праздников песни Советской Латвии. В 1965 году был удостоен звания народного артиста Латвийской ССР.
Жизнь музыканта была не из легких. Босоногим пастушонком бегал он по утренней росе земгальских лугов, мерз в окопах болот Старой Руссы — так прошли годы его тревожной молодости. Талант, а юноша им безусловно обладал, творческий пыл — его хватило бы на десятерых, — и то и другое требовало напряженного труда. Ему он отдавал всю жизнь. И, кажется, именно поэтому его песня так звонко звучит.
Яниса Озолиня называют обычно композитором песенником, подразумевая под этим его большие заслуги на поприще песенного творчества. Композитор в своих песнях отразил важные этапы в судьбах народа. Он ярко и красочно воплотил в музыке и чувства своих современников. Кому бы ни посвящал композитор свои песни, даже в самых лирических из них слышится голос Родины. Великая Отечественная война, победа, мир, мощь человеческого духа и красота души — все это находит отклик в его произведениях. Песни Яниса Озолиня написаны для людей и о людях разных профессий и возрастов. Они адресованы латышским красным стрелкам и рыбакам, землепашцам и воспитанникам трудовых резервов, пограничникам и пионерам. И в жанровом отношении его песни очень разнообразны: от нежной колыбельной, легкого вальса и озорной детской песни до боевых маршей и эпических поэм.

Эмоциональный мир музыки Озолиня многокрасочен, в ее основе всегда светлое, радостное, оптимистическое звучание. Богатое идейное содержание автор выражает простой, художественно-совершенной формой. Яркая образность и красота мелодий делают его песни достоянием' самой широкой аудитории. Многие из них стали популярными, массовыми песнями. Это — «Три друга», «Песня латышских стрелков», «Туман-туман», «Песня рыбаков», «Моя Родина», «Иней», «Прощальная песня» и другие. Серьезное отношение к художественным задачам, гражданственность — вот ключ успеха композитора. В одной из бесед с пионерами Озолинь сказал: «Чтобы написать песню, необходим текст. Но если бы меня спросили, что важнее — текст или музыка, чтобы песня дошла до слушателя, нашла отклик в его душе, я ответил бы: без хорошего текста не может быть хорошей" песни, но не получится хорошей песни и без хорошей музыки».

Когда мы пытаемся постичь в творчестве композитора самое существенное, самое ценное, мы видим, что он владеет необыкновенным мастерством — простым, но образным языком звуков рассказать то, что близко тебе самому и другим.
Язык музыки Озолиня национален. В его песнях почти нет прямого обращения к латышскому фольклору, но мы чувствуем, что так о природе Латвии, ее людях и их судьбах может говорить только такой художник, который сам прочно стоит на родной земле.
Большой вклад в развитие латышского советского хорового искусства Озолинь внес и как дирижер, и как главный дирижер Праздников песни. Он завоевал огромную популярность в народе. За долгие годы сотрудничества с Государственным академическим хором Латвийской ССР автор создал свой стиль письма, которому присущ лирический живописный характер. Музыка его песен льется спокойно, но сильно — как воды Даугавы, которые вздымаются только на порогах, в ней есть что-то от ясного неба Родины, что-то от аромата соснового леса. Хорошо зная возможности хора, он пишет свои песни так, что они легко исполняются, хорошо «укладываются» в диапазоны голосов хора. Здесь на помощь приходит долголетняя дирижерская практика и эрудиция.

Одновременно с композиторской и дирижерской деятельностью протекала и педагогическая работа Озолиня в Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола. Многие музыканты обязаны профессору Я. А. Озолиню, выпустившему их в большой мир искусства. За долгие годы к старой гвардии музыкантов республики присоединились талантливые молодые композиторы, дирижеры, певцы, скрипачи, пианисты и многие другие, получившие признание слушателей.

Народ любит своего песенника такой любовью, какую завоевали лишь немногие. Кажется, будто именно о нем Рихард Штраус сказал, что вряд ли у композитора может быть большее счастье, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной. Это счастье народный артист Латвийской ССР Янис Озолинь испытал. Многие созданные им песни вошли в золотой фонд латышского народного творчества.
Л. Вернер