Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

11 ноября
100 лет со дня рождения
Эрнеста АНСЕРМЕ (1883—1969)

 

 

Путь Э. Ансерме к музыке был своеобразным. Окончив в Лозанне колледж, он стал зарабатывать на жизнь преподаванием математики. Одним из его юных учеников был ставший впоследствии известным советским музыковедом Д. А. Рабинович, чьи родители в этот период находились в политической эмиграции в Швейцарии.

В 1906 году Ансерме стал изучать теорию композиции у А. Денереа там же в Лозанне, затем у А. Жедальжа в Париже, О. Барблана и Э. Блоха в Женеве. Позднее он совершенствовался в дирижировании в парижской Schola cantorum у Ф. Ласерды, а также у Ф. Мотля в Мюнхене и А. Никита в Берлине; в 1911—1914 годах дирижировал концертами в курзале в Монтре, а в 1915— 1918—абонементными концертами в Женеве.

В Монтре Ансерме сблизился с И. Ф. Стравинским, жившим неподалеку— в Кларане, и стал его близким другом и соратником. Тогда же он познакомился с С. П. Дягилевым, который пригласил его возглавить музыкальную часть труппы «Русский балет». С дягилевской труппой Ансерме гастролировал по странам Западной Европы, Северной и Южной Америки.

Создание одного из ранних шедевров Стравинского, балета «История солдата», тесно связано с активным участием Ансерме и в зарождении замысла этого произведения, и затем в осуществлении его исполнения. Премьера балета под управлением Ансерме состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. Небезынтересно отметить, что партию Черта исполнял на премьере молодой студент Лозаннского университета Жан Виллар, впоследствии прославленный актер и режиссер. Затем 6 декабря 1919 года в Женеве Ансерме провел первое исполнение «Песни соловья», 15 мая 1920 года в Париже в «Гранд-опера» он продирижировал премьерой балета «Пульчинелла» на музыку Перголези — Стравинского, в 1922 — премьерой «Байки про лису, петуха, кота и барана», в 1923 — «Свадебки», в 1929 — Каприччио для фортепиано с оркестром и в 1930 — в Брюсселе — «Симфонии псалмов». Стравинский высоко ценил исполнительское мастерство своего друга и дал ему самую лестную характеристику на страницах своей книги «Хроника моей жизни».
Энергичная и разносторонняя деятельность Ансерме — гастрольные поездки с труппой «Русского балета», концерты в Париже и других городах Европы не помешали ему не только основать в 1918 году в Лозанне «Оркестр Романской Швейцарии», но и руководить им на протяжении пятидесяти лет, превратив его в один из самых лучших европейских симфонических оркестров. К середине 20-х годов имя Ансерме становится широко известным — как одного из талантливейших интерпретаторов музыки Стравинского, а также Дебюсси, Равеля, Онеггера, Мийо и других современных французских композиторов. Видное место в его репертуаре занимали также русские классические произведения, в первую очередь—Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Глинки, и сочинения современников — Хиндемита, Прокофьева, Бартока, Берга.
В творческом облике Ансерме гармонично сочетались пламенный темперамент с безупречным вкусом и чисто французским чувством меры, тонкое колористическое мастерство со стройной архитектоникой и пластичностью интерпретации. Многочисленные гастроли Ансерме проходили с неизменным большим успехом, чему немало способствовало и личное обаяние артиста. В Советском Союзе Ансерме выступал дважды в 1928 и 1937 годах и оставил по себе самую добрую память.

В ленинградском журнале «Рабочий и театр» № 16 за 1928 год было опубликовано интервью с Ансерме. «Я счастлив, что получил возможность побывать в Советской республике. — говорил Э. Ансерме в беседе с корреспондентом журнала „Рабочий и театр" (1928). —Я рад дышать воздухом страны, свободной от лицемерия, ханжества, спекуляции. Вы себе не представляете, как отрадно, например, не видеть снобов в концертном зале. Мне достаточно было просмотреть „Октябрь" Эйзенштейна и услышать подлинного „Бориса Годунова", чтобы понять, как далеко вы шагнули вперед в отношении художественной культуры».
Ансерме не ограничивал свою деятельность дирижированием. Он автор симфонической поэмы  «Весенние листья», песен для голоса с оркестром и для голоса с фортепиано, фортепианных пьес, ряда транскрипций для оркестра, а также литературных сочинений — «Жест дирижера» (1943), «Споры о современном искусстве» (1948), «Беседы о музыке (1963) и «Основы музыки в человеческом сознании» (т. 1 — 1961, т. 2 — 1965).
Г. Юдин