Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

11 октября
100 лет со дня рождения
Фрица ШТИДРИ (1883—1968)

 

 

В ноябре 1925 года в Ленинграде впервые выступил австрийский дирижер Фриц Штидри, сразу завоевавший симпатии и артистов оркестра Ленинградской филармонии, и аудитории, и музыкальной критики (Б. Асафьев, Н. Малков, Е. Браудо). В том же сезоне он был приглашен вторично и в марте 1926 года вновь концертировал в Ленинграде. В этот второй em приезд особенно сильное впечатление оставили его вдохновенные интерпретации «Весны священной» И. Ф. Стравинского и Второй симфонии Г. Малера.
По окончании Венской консерватории по классу композиции Е. Мандычевского и юридического факультета Венского университета Штидри обратил на себя внимание Малера, ассистентом которого он стал в Венской государственной юпере. Но вскоре Малеру пришлось покинуть Вену, и он рекомендовал своего ученика Эрнсту Шуху, знаменитому главному дирижеру Дрезденской оперы. Проработав год (1907—1908) в Дрездене ассистентом Шуха, Штидри затем дирижеровал в оперных театрах Теплица, Познани, Праги, был главным дирижером в Нюрнберге и Касселе. В 1914 году он был приглашен на место главного дирижера Берлинской оперы, но — в связи с обстоятельствами военного времени — фактически занял этот пост лишь в 1916 году. С 1924 —он главный дирижер Венской народной оперы, а с 1929 по 1933 — главный дирижер Берлинской городской оперы (преемник Бруно Вальтера).

В 1933 году Штидри эмигрировал из Германии и занял пост главного дирижера симфонического оркестра Ленинградской филармонии. К этому времени он уже был хорошо знаком ленинградцам по своим неоднократным приездам, во время которых он дирижировал не только симфоническими концертами, но и оперными спектаклями в Академическом театре оперы и балета и Малом театре оперы и балета. Прошедшие под его управлением спектакли — «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Аида» Верди и «Похищение из сераля» Моцарта — стали яркими событиями ленинградской музыкальной жизни. В частности, запомнилась его замечательная интерпретация «Свадьбы Фигаро» в Малом оперном театре.

Четыре года провел Штидри в Ленинграде, дирижируя оркестром филармонии и некоторыми спектаклями в ленинградских оперных театрах. Помимо Ленинграда и Москвы Штидри выступал с концертами в других городах нашей страны. Но особенно велики его заслуги как художественного руководителя заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской филармонии, которому он отдал весь жар своей души, свое высокое понимание предназначения дирижера. Штидри был подлинный, достойный представитель малеровской школы. Романтик, он даже внешне казался живым воплощением гофманов-ского капельмейстера Иоганна Крейслера. Часто ленинградцы встречали его бродившим по Невскому проспекту (обычно между улицей Бродского и Садовой). Обычно взгляд его был устремлен куда-то ввысь, он ничего и никого не замечал, ибо весь был погружен в музыку: чаще всего это была музыка самого дорогого для него Мастера — Густава Малера. Он напевал темы из его симфоний и дирижировал воображаемым оркестром. Но прохожие не иронизировали над чудаковатым пожилым человеком: его сразу узнавали и с уважением сторонились, чтобы он ненароком не натолкнулся на кого-либо. Поразительно живой и верный образ Штидри той поры воссоздал И. Л. Андроников в одном из своих устных рассказов. Общение с этим верным рыцарем Музыки сыграло значительную роль в формировании артистической личности Е. А. Мравинского, бывшего ассистентом Штидри.
Большое влияние дирижер оказал и на Н. С. Рабиновича, талантливого и выдающегося музыканта и замечательного педагога.

Немало произведений советских композиторов было исполнено под управлением Штидри, и среди них — премьера Первого фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича.
С 1938 года Штидри работал в США, где в течение нескольких лет возглавлял основанный им оркестр общества «Новые друзья музыки». Начиная с 1946 года он дирижировал в «Метрополитен-опере», исполняя преимущественно оперы Вагнера и Верди. В 50-е годы Штидри вернулся в Европу и гастролировал в ряде европейских стран, но вскоре по состоянию здоровья вынужден был отойти от активной исполнительской деятельности. Последние годы жизни он провел в Швейцарии.
Г.Юдин