Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

13 октября
150 лет со дня рождения
Александры Дормедонтовны АЛЕКСАНДРОВОЙ-КОЧЕТОВОЙ (1833—1902)

 

 

Замечательная певица, выдающийся вокальный педагог А. Д. Александрова-Кочетова (урожденная Соколова, по мужу Кочетова, до сцене Александрова) принадлежит к числу прославленных деятелей отечественной музыкальной культуры, которыми по праву гордится русский народ.
Детство и юность будущая певица провела в Берлине, где получила музыкальное образование у профессора Г. Тешнера. Поселившись в 1853 году в Петербурге, в течение некоторого времени она совершенствовалась у знаменитого вокального педагога Ф. Ронкони.

При поддержке А. Г. Рубинштейна, певица дебютировала на концертной эстраде. Замужество на время прекратило ее артистическую деятельность, но, рано овдовев, она в начале 60-х годов вновь возобновила свои публичные выступления.
В 1865 году Александрова-Кочетова с огромным успехом выступает с концертами в Германии, в том числе в знаменитом лейпцигском Гевандхаузе, знакомя немецкую публику с русской музыкой. 1 декабря того же года, исполнив партию Антониды в «Иване Сусанине» М. И. Глинки на сцене московского Большого театра, певица получает приглашение вступить в его оперную труппу. Пользуясь большим успехом у зрителей, Александрова-Кочетова в течение двенадцати лет была ведущей певицей московской оперной сцены.
Природа щедро одарила певицу — она дала ей артистический талант, выдающийся по красоте тембра голос — лирико-колоратурное сопрано, прекрасную внешность. Из ролей, созданных Александровой-Кочетовой, кроме ее лучшей партии — Антониды, которую певица исполнила свыше ста раз, необходимо отметить и другие: Надежду в «Аскольдовой могиле» А. Верстовского, Наташу в «Русалке» А. Даргомыжского,
Людмилу в «Руслане и Людмиле» М. Глинки, Агату в «Волшебном стрелке» К. Вебера, Норму в одноименной опере В. Беллини, Маргариту в «Фаусте» Ш. Гуно.

С огромным успехом Александрова-Кочетова выступала за рубежом, везде оставаясь активным пропагандистом русской музыки. В частности, в 1867 году во время гастрольной поездки в Прагу она успешно выступила в операх «Русалка» и «Иван Сусанин».

Певица Александрова-Кочетова
А. Д. Александрова-Кочетова

 

Замечательная музыкальная одаренность выделяла Александрову-Кочетову среди других вокалистов того времени. По словам критика Н. Д. Кашкина, А. С. Даргомыжский, познакомившись с певицей, в один из своих приездов в Москву был поражен и восхищен ее умением петь с листа вещи самого разного характера.

Не менее значительной, чем артистическая, была педагогическая деятельность Александровой-Кочетовой. С основанием в 1866 году Московской консерватории певица была приглашена туда в качестве профессора вокальной кафедры. Методика ее преподавания опиралась на основы итальянской вокальной школы, ею переосмысленные в процессе длительной работы над исполнением произведений русской и зарубежной музыки.
В классе Александровой-Кочетовой разучивались арии, сцены и целые партии из опер Глинки, Даргомыжского, Серова. Периодически устраивались показательные концерты класса. Певица привлекала своих учеников к совместным выступлениям в программах Русского музыкального общества. Об одном из таких вечеров П. И. Чайковский писал: «Мы слышали на этом концерте многочисленных учениц и одного ученика г-жи Александровой, которых можно поздравить с тем, что их таланты попали в хорошие, опытные руки».

Положительные особенности школы Александровой-Кочетовой выражались и в том, что ее ученики долго сохраняли голос и его подвижность в самых трудных партиях. Из класса знаменитой певицы вышло немало выдающихся артистов, среди них Е. П. Кадмина, П. А. Хохлов, М. М. Корякин и другие. Своим ученикам она отдавала много сил и внимания, заботилась о них, нередко помогая и материально.
В 1880 году Александрова-Кочетова оставила работу в консерватории, так как ее дочь и ученица Зоя Кочетова, окончившая консерваторию, была приглашена выступать за границей, и Александра Дормедонтовна поехала вместе с ней.
Последние годы жизни Александрова-Кочетова жила в Москве и занималась частной вокальной педагогической практикой.
В. Зарубин