Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

6 октября
70 лет со дня рождения
Алексея Давидовича МАЧАВАРИАНИ

 

 

Имя выдающегося советского композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственной и Республиканской премий А. Д. Мачавариани известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Велики его заслуги в формировании и развитии в республике новых музыкальных жанров, обновлении и обогащении национального музыкального языка.

Мачавариани родился в Гори. Грузинская народная музыка, которую с любовью культивировали в семье будущего композитора, стала органичной частью всего его творчества. В 1936 году он окончил Тбилисскую государственную консерваторию по классу профессора П. Б. Рязанова, с 1937 по 1940 год прошел курс аспирантуры и уже с 1940 года начал преподавательскую деятельность в Тбилисской государственной консерватории сначала в качестве преподавателя теоретических дисциплин, затем с 1942 по 1952 год — ассистентом профессора А. М. Баланчивадзе по классу композиции. В 1952 году Мачавариани получает звание доцента, а в 1963 — профессора.

На протяжении почти четырех десятилетий Мачавариани ведет плодотворную педагогическую работу, успешно сочетая ее с творческой и общественной деятельностью. С 1953 года он — заместитель председателя, а в 1962— 1968 годах — председатель правления Союза композиторов Грузии, секретарь Союза композиторов СССР, член художественного совета Министерства культуры СССР, депутат Верховного Совета СССР двух созывов.
Диапазон творчества Мачавариани огромен: оперы, балеты, музыкальная комедия, симфонические, камерно-инструментальные, фортепианные произведения, пьесы для скрипки и виолончели, романсы, песни, вокальные дуэты и трио, хоровые произведения, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Во всех этих жанрах Мачавариани достигает значительных успехов, оставляя яркий след в истории их развития. К лучшим образцам вокальной лирики могут быть причислены созданные им в раннем периоде творчества романсы «Позабудь печаль», «Синий цвет» и «Ты полна чудесной красоты» — подлинные шедевры не только грузинской, но и всей советской музыки.
В 1947 году в Тбилиси была исполнена Первая симфония Мачавариани. В этом четырехчастном произведении, отмеченном напряженным драматизмом и взволнованностью, отразились глубокие переживания и чаяния советских людей в исторический период Великой Отечественной войны.
Ярко воплотились индивидуальные черты творчества композитора в концерте для скрипки с оркестром (1949). Почти три десятилетия звучит это произведение в концертных залах, приводя в восхищение любителей музыки многих стран. Концерт вошел в репертуар таких известных советских и зарубежных скрипачей, как Д. Ойстрах, М. Вайман, М. Яшвили, Л. Исакадзе, И. Стерн, М. Шерцер, Б. Бельчик и другие. За это сочинение композитор был удостоен Государственной премии СССР (1951).

В 1952 году Мачавариани создал ораторию «День моей Родины» на текст поэта М. М. Вершинина.
Особое место в творчестве А. Мачавариани занимает балет «Отелло», имевший огромный успех с первых же дней его постановки на сцене Тбилисского театра оперы и балета (1957). Дм. Б. Кабалевский о нем сказал: «Балет „Отелло" я без колебаний готов отнести к вершинным достижениям нашего музыкально-театрального искусства последних лет». После премьеры балета
Д. Д. Шостакович писал: «Прекрасная музыка и прекрасный спектакль. „Отелло" — это успех всего коллектива. Характерны для этого спектакля великолепию сделанные концовки отдельных актов. музыка талантлива и прекрасно оркестрована».

Композитор Мачавариани
А. Д. Мачавариани

После триумфального успеха на сцене Тбилисского театра балет «Отелло» шел на оперных сценах Москвы, Ленинграда, Одессы, Куйбышева, Хельсинки, Токио, Будапешта, в городах Южной Америки. Он был показан любителям хореографического искусства во время гастролей в Венгрии, на Международном фестивале балетного искусства в Париже (1966). На фестивале японской культуры в Токио «Отелло» занял первое место и получил высшую премию.
Итальянская галерея искусств Брайдензе (Милан) за музыку балета присудила А. Д. Мачавариани золотую медаль. «Среди произведений, написанных на сюжеты Шекспира, несомненно, одно из лучших — „Отелло" А. Мачавариани»,— писали в отзыве о балете.

Для творчества Мачавариани характерно стремление к поискам нового в области изобразительных средств, музыкального языка. Это стремление нашло яркое выражение в «Пяти монологах» для баса с оркестром на стихи Важа-Пшавела (1968; Государственная премия Грузинской ССР, 1970).
В 1974 году прозвучала Вторая симфония Мачавариани. «В новой симфонии раскрывается облик мастера в движении, в постижении новых задач; накопленный опыт стал трамплином для прыжка. Такое обновление кажется закономерным, естественным, как естественна его музыка. В этом всегдашняя молодость художника»,—так была охарактеризована симфония вскоре после ее премьеры в журнале «Советская музыка».

В 1974 году Мачавариани закончил новый балет «Витязь в тигровой шкуре», написанный по заказу Большого театра Союза ССР, и оперу «Гамлет».
Недавно были исполнены три струнных квартета, музыкальная комедия «Клоп» по В. Маяковкому (постановка театра Тбилисской музыкальной комедии), соната № 2, два «Грузинских танца» и «Парижские зарисовки» для фортепиано.
Композитор полон творческих замыслов, энергии, вдохновения, и это дает основание почитателям его таланта ждать от него новых прекрасных творений.
И. Бахтадэе