Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

11 сентября
75 лет со дня рождения
Елены Андреевны ГРОШЕВОЙ

 

 

 

«Великое счастье — суметь сохранить молодость души и преданность любимому искусству!» — эти слова сказаны о Е. А. Грошевой — крупном исследователе советского музыкального театра, критике-публицисте, активном музыкально-общественном деятеле.

О широте творческих интересов Грошевой свидетельствуют ее многочисленные статьи, опубликованные в разное время и посвященные важным проблемам советского искусства. Новое талантливое имя композитора, исполнителя, премьера спектакля, артистические гастроли не проходят мимо зоркого и чуткого слуха музыканта, неизменно вызывают взволнованный и заинтересованный отклик. Среди созданного Еленой Андреевной есть брошюры, посвященные Ю. А. Шапорину и Д. Б. Кабалевскому, сборник о И. О. Дунаевском, работы о многих советских певцах, в том числе о А. И. Алексееве, К. Г. Дзержинской, Е. К. Катульской, С. Я. Лемешеве, книги «Большой театр СССР в прошлом и настоящем» (1962), «Из зала Большого театра» (1969), монография «Большой театр СССР» (1978), вышедшая к двухсотлетию «крупнейшего очага отечественного оперно-балетного искусства», — первое масштабное исследование на эту тему в советском музыкознании, охватывающее весь путь театра за время Советской власти, наконец, монументальный труд — трехтомник материалов и документов, посвященных великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (1976—1979). Все эти работы, а к ним можно было бы добавить и другие, явственно определяют основную направленность художественных интересов исследователя, особое влечение к театру.

Когда речь заходит о театре, Елена Андреевна часто вспоминает одну из своих первых статей об А. В. Неждановой — творческий портрет выдающейся русской певицы, опубликованный в 1937 году на страницах газеты «Музыка». Собственно интерес будущего исследователя к сцене поддерживался и развивался с детства.
Елена Андреевна родилась в Баку в семье оркестрового музыканта. Ее отец был первым гобоистом в оперном оркестре сначала Бакинского театра, а затем — Казенного оперного театра в Тифлисе. В 20—30-е годы город жил особенно интенсивной культурной жизнью. В 1922 году открылась вторая консерватория, одновременно возникло «Общество молодых грузинских музыкантов»; в 1924-м были созданы симфонический оркестр и струнный квартет. Конечно же, по-прежнему центром притяжения широкой публики оставался оперный театр, где с успехом шли классические русские и западноевропейские спектакли и первые национальные оперы.

В 1928 году Трошева поступила в Тбилисскую консерваторию в фортепианный класс профессора Т. И. Тер-Степановой (ученицы П. А. Пабста). А четыре года спустя выпускница Тбилисской консерватории держит экзамен в Московскую консерваторию на историко-теоретический факультет. Ее дипломная работа, подготовленная под руководством В. Э. Фермана, была посвящена драматургии Дж. Пуччини.
Еще будучи студенткой, Трошева работала на радио редактором. По окончании вуза она стала сотрудником и заведующей отделом редакций- газет «Музыка» и «Советское искусство», затем консультантом по музыке газеты «Известия». Но этим не ограничивалась интенсивная организационно-общественная работа, которую вела Трошева. Будучи старшим инспектором в Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР, Елена Андреевна участвовала в проведении в годы войны декады музыки композиторов Закавказья, затем II Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, Всесоюзного смотра дирижеров под председательством Д. Д. Шостаковича. Как пишет К.К. Саква, Трошева «с благожелательной требовательностью выступала на обсуждениях новых произведений, приобретавшихся Комитетом, тщательно и с глубоким знанием предмета готовила материалы к обсуждению на Комитете ряда принципиальных вопросов развития советского музыкального искусства или разрабатывала программы правительственных концертов в красные дни календаря». Признанием больших заслуг музыковеда явилось присвоение в 1974 году Е. А. Грошевой звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
И ныне Елена Андреевна ни на минуту не прекращает своей работы. Как член редколлегии она вот уже более тридцати лет активно участвует в работе журнала «Советская музыка»; входит в состав правления Союза композиторов РСФСР; является редактором сборника «Музыка России», редактором-составителем серии «Деятели музыкального театра».

Придя к Елене Андреевне домой, вы неизменно застанете ее за работой — подготовкой очередной рукописи в печать, чтением корректуры. Она обладает удивительной способностью находить интересных людей; не жалея сил и времени, всегда стремится помочь, поддержать яркое, талантливое, самобытное. Так по инициативе Грошевой родилась книга польского режиссера Л. Ротбаум «Опера и ее сценическое воплощение».

Долгие прочные узы дружбы связывают исследователя с известными мастерами советской оперной сцены. Благодаря инициативе, огромной энергии и организаторским способностям Елены Андреевны мы имеем возможность познакомиться с такими книгами, как «Путь к искусству» С. Я. Лемешева (1968, 2-е изд.— 1974), «Автобиографические записки, статьи, воспоминания» М. О. Рейзена (1980). Недавно выпущены в свет сборники, посвященные Н. С. Голованову и Б. Э. Хайкину, готовятся к печати воспоминания М. П. Максаковой.

И к какой бы из сфер деятельности Е. А. Грошевой мы ни обратились, везде ощущаем глубокую заинтересованность в судьбах советского искусства, сопричастность с проблемами сегодняшнего дня, задачами, стоящими перед современным искусством.
А. Григорьева