Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

13 сентября
50 лет со дня рождения
Арифа Джангировича МЕЛИКОВА

 

 

Известность к А. Д. Меликову пришла вскоре после окончания Бакинской консерватории имени
Уз. Гаджибекова по классу К. А. Караева (1958). С постановкой балета «Легенда о любви» на сцене Ленинградского театра оперы и балета (1961) имя Меликова прочно вошло в советскую культуру. С тех пор балет, написанный на либретто турецкого поэта и драматурга Назыма Хикмета, поставлен на многих сценах нашей страны и за рубежом — в Москве, Новосибирске, Ташкенте, Казани, Львове, Улан-Удэ, городах Англии, Югославии, Японии, Финляндии, Турции, ЧССР, Румынии, ГДР и других странах. Особенный успех сопровождал постановку Ю. Н. Григоровича (1969). В создании этого спектакля на сцене Большого театра принимали участие такие выдающиеся мастера, как В. В. Васильев и Н. И. Бессмертнова. Музыка балета привлекает к себе «тонко разработанной музыкальной драматургией, глубиной характеристик, изобретательностью и красочностью оркестровки» (Д. Д. Шостакович).

Интерес к жанру балета связан, по словам самого композитора, с особенностями этого искусства, «являющегося по своей природе условным, что открывает возможности для больших художественных обобщений». В 1969 году Меликов создает одноактный балет
«Двое», темой которого становится любовь как символ прекрасного, как протест против войн и насилия. В основу другого балета— «Али Баба и 40 разбойников» (1973) положено либретто, написанное самим композитором по одной из сказок «1001 ночи». Недавно закончена работа над новым балетом «Комде и Мадан» по поэме узбекского поэта классика Бедиля (1980).

Большое место в творчестве Меликова занимает симфоническая музыка. Им создано восемь симфонических поэм и пять симфоний, большинство из которых прочно вошли в концертный репертуар. В этих сочинениях композитор проявил себя подлинным мастером в передаче глубоких философских идей. Именно здесь наиболее полно раскрылось его творческое кредо — «запечатлеть широкую картину из жизни современников». Образы симфоний импульсивны, взрывчаты, драматургия смелая, порой дерзкая по контрастности переходов от одного состояния в другое. Самобытность художественной манеры определяется органичным сочетанием яркого современного языка с интонациями различных пластов азербайджанской народной музыки — песни, танца, классического жанра мугама.
Творческий диапазон Меликова необычайно широк. Он автор оперетты «Волна» (1967), героями которой являются труженики моря— рыбаки, двух кантат, ряда камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Особой популярностью пользуются два цикла романсов на стихи Назыма Хикмета (1962, 1971), соната для скрипки-соло (1980) и «7 мимолетностей» для фортепиано (1980). Композитор написал музыку к двадцати художественным кинолентам. Среди них — «26 бакинских комиссаров», «Шахнаме», «Сиявуш», «Дела сердечные» и другие.

А. Д. Меликов не только замечательный композитор, но и талантливый дирижер и педагог. С 1965 года он преподает в Азербайджанской государственной консерватории, с 1979 года — ее профессор.
Т. Джани-заде