Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1983г.

 



О музыке, композиторах, музыкантах - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

30 сентября
75 лет со дня рождения
Давида Федоровича ОЙСТРАХА
(1908—1974)

 

 

Один из самых выдающихся артистов-исполнителей нашего столетия, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР, профессор Д. Ф. Ойстрах пользовался исключительным признанием во всем мире. Его скрипку с восхищением слушали не только во множестве городов Советского Союза, но и в крупнейших городах Европы, Америки, Азии, Австралии, где он выступал как посланник высоко гуманной советской музыкальной культуры, как посланник мира.

Глубоко содержательное и человечное, яркое и впечатляющее искусство Ойстраха неизменно доставляло слушателям высокое художественное наслаждение. Непревзойденное мастерство скрипача-художника сочеталось, в его игре с поразительной способностью творческого перевоплощения, позволявшего ему вдохновенно и правдиво интерпретировать произведения самых различных стилей и жанров — от Баха и Моцарта до Хиндемита и Бартока, Прокофьева и Шостаковича.

Ойстрах родился в Одессе в семье музыканта-любителя. Мать будущего артиста пела в хоре Оперного театра, посещения которого явились источником ярких музыкальных впечатлений одаренного ребенка. Уже с пяти лет он стал учиться игре на скрипке под руководством П. С. Столярского — сперва в музыкальной школе, а с 1923 года — в Одесской консерватории, которую блестяще окончил по его классу в 1926 году.
В 1927 году молодой скрипач выступил в Киеве, а затем в Ленинграде с исполнением концерта Глазунова с оркестром, которым дирижировал автор. В следующем году Ойстрах поселился в Москве, продолжая усиленно работать над совершенствованием своего мастерства; в неустанных поисках формировался и углублялся ярко индивидуальный исполнительский стиль артиста. Большую роль в этом процессе он позднее приписывал своему творческому общению с виднейшими советскими композиторами— Н. Я- Мясковским, С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном.

Удостоенный первых премий на Всеукраинском конкурсе скрипачей (1930) и на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1935), Ойстрах получил и мировое признание: на Международном конкурсе имени Г. Венявского (1935) ему была присуждена вторая премия, а на Международном конкурсе имени Э. Изаи (1937) — первая. С этих пор началась его широкая концертная деятельность в СССР и за рубежом. Наряду с сольной он регулярно вел и камерную «деятельность: играл в трио с Л. Н. Обориным и С. Н. Кнушевицким, а в сонатных ансамблях — с Обориным, позднее — с С. Т. Рихтером.
С 1934 года и до конца жизни Ойстрах вел скрипичный класс в Московской консерватории; с 1950 года заведовал кафедрой. Он воспитал огромное количество отличных скрипачей, лауреатов международных конкурсов; среди них И. Д. Ойстрах, В. А. Климов, Л. А. Исакадзе, О. А. Каган, О. В. Крыса, О. М. Пархоменко, B. А. Пикайзен, М. А. Секлер, C. И. Снитковский, Ж. Е. Тер-Мергерян. Под его руководством совершенствовались многие зарубежные скрипачи — Д. Артюр, А. Бравничар, В. Гудечек, И. Войну, Б. Лечев, А. Эрдуран и другие.

Скрипач Ойстрах
Д. Ф. Ойстрах

 
Ойстраху посвятили свои скрипичные концерты Мясковский, Шостакович, Хачатурян, Н. П. Раков; ему также посвящены Первая соната для скрипки и фортепиано Прокофьева и Соната для скрипки и фортепиано Шостаковича.
«Я счастлив тем, — писал Ойстрах, — что творческая дружба с этими выдающимися мастерами дала мне возможность участвовать в первом исполнении на концертной эстраде таких замечательных произведений, как Первая и Вторая сонаты Прокофьева, скрипичные концерты Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна. Я очень счастлив, что многие произведения этих композиторов, в которые я всегда глубоко верил, создание которых я наблюдал в непосредственной близости, которые стали этапными в моей жизни, сейчас уже являются классическими во всем мире».

С 1961 года Ойстрах начинает выступать и как дирижер. Достижения его в этой области были обусловлены и его редким, многогранным дарованием, и огромным музыкально-исполнительским опытом концертирующего скрипача, и исключительной музыкальной эрудицией. Лелея с детских лет мечту о дирижировании, артист решился воплотить ее в действительность только достигнув высочайших высот в исполнительском искусстве. Ойстрах дирижировал лучшими оркестрами в СССР и за рубежом, исполняя симфонические творения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Вагнера, Дворжака, Чайковского, Берлиоза, Прокофьева и других композиторов.

Уверенная и благородная манера дирижирования, красивый, четкий и выразительный жест, ярко выраженная воля исполнителя, а главное — глубокое понимание исполняемой музыки и умение передать его и оркестрантам и публике — все это способствовало художественному успеху и дирижерских выступлений прославленного артиста.
«Ойстрах — целая эпоха советского исполнительского искусства, — писал Шостакович. — Ойстрах — гордость советской музыкальной культуры. Весь свой огромный талант, все свое несравненное мастерство он отдавал людям, служению музыке».

Ойстрах был награжден орденами (в том числе двумя орденами Ленина) и медалями. Ему были присуждены Государственная и Ленинская премии. Значительный вклад, который он вносил своим высоким искусством в укрепление мира и дружбы между народами, был отмечен Почетной грамотой Всемирного Совета мира.
Д. Ф. Ойстрах был почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, Американской академии наук и искусств в Бостоне, Шведской музыкальной академии, почетным академиком Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, членом-корреспондентом Немецкой академии искусств в Берлине (ГДР), почетным доктором музыки Кембриджского университета, почетным профессором Музыкальной академии имени Ференца Листа в Будапеште, почетным членом Бетховенского общества и Общества друзей музыки в Вене.
Грамзаписи Д. Ф. Ойстраха (и в частности, концерта и «Крейцеровой» сонаты Бетховена) неоднократно удостаивались «Гран при».
Л. Гинзбург