Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АПРЕЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 апреля
50 лет со дня смерти
Федора Ивановича ШАЛЯПИНА
(1873 - 1938)

 

 

Федор Шаляпин - имя, овеянное легендарной славой. В искусстве певческом и театральном он - исполин, каких не так уж много существовало на Руси, да и во всем мире. Что бы он ни пел, за что бы ни брался - все было неслыханно ново, все волновало мастерством перевоплощения, необузданной мощью таланта певца и драматического актера.

Прежде чем стать знаменитостью он прошел свои "университеты" -по-горьковски. Отчаянная бедность, редко бывавший трезвым отец (выходец из крестьян), побои дома и на заработках - вот ничем не стираемые приметы его детства. Он сапожничал, столярничал, был учеником скорняка, пытался постигнуть токарное и переплетное ремесло, одно время служил писцом сначала уездной земской управы, затем судебной палаты. Светлых мгновений той жизни наперечет - пение в церковном хоре за полтора рубля в месяц, первое посещение двенадцатилетним мальчуганом провинциального драматического театра, который, по воспоминаниям артиста, свел его с ума, "сделал почти невменяемым", да спектаклей заезжей оперы, изумившей тем, что люди в ней "обо всем поют, а не разговаривают, как это установлено на улицах и в домах Казани".

Не краше и юность Шаляпина. Однако в борьбе с невзгодами, скитаясь по белу свету в поисках работы и счастья, не всегда имея даже ночлег, он все-таки нашел себя. Волжский грузчик стал оперным певцом. Дебют его состоялся в Тифлисе. О Шаляпине заговорили как о певце, подающем надежды.
Природа одарила Шаляпина необыкновенным голосом - такого красивого тембра, казалось, еще никто не слышал. Гамма чувств рождала гамму красок -голос то напоминал громовые раскаты, то клокотал в саркастическом хохоте, то широко разливался, трогая своим лиризмом и задушевностью.
Мамонтовский театр в Москве открыл миру Шаляпина, когда ему было двадцать три года, а для него самого настал период напряженного труда, творческого эксперимента. Двадцать ролей было исполнено артистом за три года работы в театре, ролей, так не похожих одна на другую, но одинаковых по неповторимой, шаляпинской выразительности, художественной законченности и силе воздействия: Иван Сусанин, Борис Годунов, Иван Грозный, Еремка,. Алеко, Демон, Мефистофель, Дон Кихот,
Дон Базилио. И без того необыкновенное дарование певца и актера шлифовалось от спектакля к спектаклю.

В том же театре Шаляпин сформировался как русский артист, воспитанный преимущественно на русском репертуаре и русскими людьми (среди них -Горький и Рахманинов, Чехов и Глазунов, Москвин и Станиславский). Не случайно, живя последние шестнадцать лет за границей, так и не приняв подданства чужого государства, Шаляпин создал только один новый образ -Кончака в опере Бородина "Князь Игорь".
Как-то само собой родилось и вошло в историю понятие: шаляпинский исполнительский стиль - небывалая эмоциональная щедрость, психологическая глубина, скульптурность портрета, идеальная пластика и, главное, неоспоримая жизненная, самая волнующая правда (даже если она солона) - от деталей внешности и характера до раскрытия образа в целом. Мимика, жест, слово, музыкальная интонация и ритм - все было подчинено этому. Сценическую правду и сценическую красоту, к которой певец стремился смолоду, он постигал, по его же словам, через "правду и поэзию подлинной живописи". В. Серов, братья Васнецовы, К. Коровин, И. Левитан, В. Поленов - почти с каждым из них была связана та или иная оперная постановка.

Певец Шаляпин
Ф. И. Шаляпин

Весной 1922 года, давая четыре концерта, Шаляпин прощался - "еще не зная, что навсегда, - с выпестовавшей его Москвой, с московской публикой, первой признавшей его гений, - вспоминал С. Я. Лемешев. - Он уехал из России, долгое время мечтая вернуться, но так и провел весь остаток жизни, целых шестнадцать лет, скитаясь вокруг земного шара и втайне тоскуя по русской земле, русскому театру и русской публике."
И вот произошло волнующее событие: 29 октября 1984 года в Москве состоялась торжественная церемония перезахоронения праха певца на Новодевичьем кладбище (в присутствии детей - Татьяны и Федора). Шаляпин завещал себя родине.
Каждое выступление Шаляпина, в любом зале, в любой стране вызывало взрывное и всеобщее восхищение. Образы, созданные им на оперной сцене либо в концертном исполнении, его "Ноченька", "Дубинушка", "Блоха", безгранично любимые Шаляпиным песни Мусоргского - стали олицетворением широты русской души и русского характера. Всемирная слава, намного пережившая артиста, принадлежит не только ему, но и русской культуре, музыке, потому что, по словам Алексея Максимовича Горького, "в русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин".
Т. Голланд