Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

АПРЕЛЬ

Блуменфельд Ф.

О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

19 апреля
125 лет со дня рождения
Феликса Михайловича БЛУМЕНФЕЛЬДА
(1863 - 1931)

 

"Он был музыкантом с головы до ног: композитор, пианист, концертмейстер, педагог - не было ни одной "специальности" в области музыки, которой он не владел бы полностью, в которой не проявил бы своего замечательного, бьющего через край таланта", - эти восторженные слова Г. Г. Нейгауза о Феликсе Михайловиче Блуменфельде ярко характеризуют творческую личность выдающегося музыкального деятеля конца XIX - начала XX века.

Блуменфельд родился в деревне Ковалевка Херсонской губернии в семье учителя французского языка. С раннего детства он проявил блестящие музыкальные способности. Интересу к музыке способствовало увлечение его старших братьев, впоследствии ставших музыкантами, домашним музицированием. В пять лет Феликс свободно подбирал по слуху на фортепиано различные произведения, самостоятельно изучил нотную грамоту.

К этому времени семья Блуменфельда обосновалась в Елисаветграде (ныне Кировоград). До девяти лет Феликс обучался музыке у старшего брата Станислава, а затем в течение трех лет занимался у Г. В. Нейгауза, отца известного пианиста Г. Г. Нейгауза. И все же в то время он еще не решился всецело посвятить свою жизнь музыке. После окончания земского училища в Елисаветграде и сдачи в Полтаве экзаменов за курс военной гимназии Блуменфельд в семнадцатилетнем возрасте поступил в Рижский политехникум. Тем не менее с двенадцати лет он самостоятельно совершенствует свою игру на фортепиано, осваивает множество произведений как русских, так и зарубежных композиторов, среди которых особенно близок ему был Шопен.

Встреча с Н. А. Римским-Корсаковым (1881) определила дальнейшую судьбу музыканта. Оставив политехникум, он в том же году поступает в Петербургскую консерваторию в класс известного в то время пианиста Ф. Ф. Штейна, и оканчивает ее в 1885 году с золотой медалью.
Большое влияние на формирование Блуменфельда-пианиста оказало искусство Антона Рубинштейна, поклонником которого он оставался на протяжении всей жизни.
Со времени поступления в консерваторию Блуменфельд становится неизменным участником музыкальных вечеров в Петербурге, устраиваемых Стасовым, Бородиным, Римским-Корсаковым. Особенно ценилось его пианистическое мастерство, умение исполнять с листа труднейшие произведения, превосходные качества ансамбли ста и аккомпаниатора.

Пианист Блуменфельд
Ф. М. Блуменфельд

В этот же период Блуменфельд начинает постигать секреты композиторского мастерства под руководством Римского-Корсакова. Он создает один из своих лучших романсов "Заклинание" и другие произведения. Влияние Римского-Корсакова определило принадлежность Блуменфельда-композитора к Беляевскому кружку.
После окончания консерватории началась разносторонняя деятельность Блуменфельда. С 1885 по 1918 год он преподает в Петербургской - Петроградской консерватории (исключая период, связанный с увольнением Римского-Корсакова из консерватории в 1905 году). Со временем класс Блуменфельда становится одним из лучших.

Успешно проходят и фортепианные выступления музыканта в Петербурге, Москве, Варшаве, Вильно, Ялте и других городах. Он явился первым интерпретатором ряда концертов для фортепиано с оркестром и камерных произведений русских композиторов: Лядова, Глазунова, Аренского, Направника.
С 1895 года начинается работа Блуменфельда в Мариинском театре -сначала в качестве концертмейстера, затем (с 1898 года) - дирижера. Под его руководством шли оперы Вагнера, Римского-Корсакова, Мусоргского. Выступая как симфонический дирижер, он впервые исполнил Третью симфонию и "Поэму экстаза" Скрябина. Особенно значительный успех имели выступления Блуменфельда в 1908 году в Париже, где цод его управлением шла опера Мусоргского "Борис Годунов".
После Великой Октябрьской социалистической революции Блуменфельд проникается идеей донесения до нового массового слушателя высокого искусства и увлекает этим своих учеников.
В 1918 году по состоянию здоровья Блуменфельд был вынужден переехать на юг - сначала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), затем в Киев. Здесь он руководит Высшим музыкально-драматическим институтом имени Н. В. Лысенко, преподает фортепиано, дирижирование, чтение партитур в Киевской консерватории, а в 1920 году становится ее директором, способствуя реорганизации консерватории соответственно с потребностями новой эпохи.

С 1922 года Блуменфельд ведет класс фортепиано в Московской консерватории. В 1927 году Феликс Михайлович был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Цельность натуры Блуменфельда, его беспредельная преданность музыке, а также его увлеченность, темперамент, тонкое понимание сути художественного произведения наложили отпечаток на все виды его деятельности. Исполнение Блуменфельда отличалось в первую очередь глубиной постижения образа, отсюда брали начало и темперамент, и лиризм, и страстность, и подъем, и "пение на фортепиано". И хотя его пианизм был более совершенен, чем техника дирижирования, дирижерские выступления, так же как и фортепианные, захватывали слушателей, оставляя неизгладимое художественное впечатление.
Как вьщаюшийся педагог, Блуменфельд в первую очередь ставил своей целью воспитание личности музыканта, самостоятельности его мышления. При помощи разнообразных педагогических приемов он добивался в этом блестящих результатов. Среди его учеников можно назвать А. Дубянского, В. Горовица, М. Гринберг, Г. Нейгауза, А. Гаука, М. Раухвергера.
Л. Бокова