Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ДЕКАБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

10 декабря
50 лет со дня рождения
Юрия Хатуевича ТЕМИРКАНОВА

 

"Он обладает столь ярко очерченной графической выразительностью дирижерской техники, что публика не только слышит, но и в буквальном смысле зрительно ощущает, как гармонично и точно работает оркестр во власти его дирижерского жеста". "Его отличает колоссальная внутренняя "заряженность" током высокого напряжения, который мгновенно настраивает окружающих на ожидание значительных художественных событий". Так оценивают исполнительскую манеру Юрия Темирканова музыкальные критики разных стран.
Более двадцати лет продолжается "гастрольная" жизнь дирижера, ему довелось выступать в разных странах мира с ведущими советскими оркестрами и крупнейшими зарубежными симфоническими коллективами - Филадельфийским, Нью-Йоркским, Королевским Лондонским. Его одинаково горячо принимают в Швеции и Болгарии, Турции и Дании, Венгрии, Японии, Америке, Голландии, Норвегии, ФРГ. Можно без преувеличения сказать, что каждое появление Темирканова за дирижерским пультом - событие.
Детство Темирканова прошло в Нальчике. Во время Великой Отечественной войны погиб отец - человек высокой культуры, коммунист, и заботу о музыкальном образовании братьев Темиркановых взял на себя сосед, преподаватель музыкальной школы В.Ф. Дашков. Борис стал учиться игре на виолончели, а Юрий - на скрипке.

Решающую роль в дальнейшей судьбе Юрия сыграл композитор и фольклорист, выпускник Петербургской консерватории Т. К. Шейблер, дававший уроки гармонии. Увидев незаурядные способности мальчика, он настаивал на дальнейшем серьезном его обучении в десятилетке при Ленинградской консерватории: Успешно закончив школу как скрипач, Темирканов поступил в консерваторию в класс альта и одновременно стал посещать дирижерские классы профессоров И. А. Мусина и Н. С. Рабиновича. По окончании консерватории юноша хотел вернуться в Нальчик, но неожиданно получил приглашение продирижировать в МАЛЕГОТе "Травиатой". Дебют прошел успешно, и Темирканову предложили остаться в театре дирижером-стажером.

После победы на Всесоюзном конкурсе Темирканов становится дирижером-стажером Ленинградской филармонии, а затем главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра. Он много работает, готовит новые программы, в которых значительное место занимает современная музыка, но все время, по его словам, ощущает, что дирижирование - "профессия взрослого музыканта". Но вот приходит зрелость, и о Темирканове говорят, что он "имеет свой взгляд на вещи, высказываемый со страстью и артистизмом". При этом дирижера не покидает желание совмещать концертную деятельность с работой в оперном театре, стремление "принести на театральную сцену наработанное в филармонии".

Весна 1976 года открывает новый этап в творческой биографии артиста -Юрий Темирканов становится главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Наряду с репертуарными классическими спектаклями ставит новые спектакли: "Петр I", вокально-хореографическую симфонию "Пушкин", оперу-феерию "Маяковский начинается" А. Петрова, "Гусарскую балладу" Т. Хренникова, балет А. Чайковского "Ревизор". Готовит он и классические оперы камерного репертуара, такие, как "Колокольчик" Г. Доницетти, "Королева мая" Г. Перселла, не забывает и о концертных программах с оркестром театра, справедливо считая, что "выступление театрального оркестра на сцене — ничем не заменимое для артистов окно в самостоятельное музицирование после каждодневной работы в "яме".
К наивысшим творческим достижениям Темирканова - оперного дирижера нужно прежде всего отнести оперу Р. Щедрина "Мертвые души", в 1977 году поставленную в Большом театре СССР, а затем перенесенную на сцену Ленинградского театра имени Кирова. Произведения Щедрина и прежде входили в концертный репертуар Темирканова - слушатели помнят в его исполнении Вторую симфонию, концерт для оркестра "Озорные частушки", сюиту "Не только любовь", "Кармен-сюиту", затем Второй концерт для оркестра ("Звоны"). Критики отмечают сходство художественных устремлений Щедрина и Темирканова: театральность мышления, образную конкретность, тяготение к острым контрастам, внимание к отдельным деталям при умении охватить целое. "Щедрин был и остается одним из наиболее близких мне композиторов, - подтверждает Юрий Хатуевич. -Правда, "быть знакомым" с творчеством Щедрина очень трудно - в каждом новом сочинении он до неузнаваемости нов, в каждом заставляет заново открывать себя. Судьба подарила мне счастливую возможность стать первым интерпретатором "Мертвых душ". Это подлинно русская музыка, созданная русским композитором сегодня. Для меня гоголевские образы теперь неотделимы от этой музыки. Кажется просто странным, что до сих пор не было оперы "Мертвые души".

1983 год раскрывает еще одну грань дарования художника - Юрий Темирканов выступает в роли дирижера и режиссера новой постановки бессмертной оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин". "Мы хотели прежде всего забыть все, что привычно, автоматически ложится на слух, - рассказывал Ю. Темирканов. - Я нежно люблю обоих гениальных создателей "Онегина", и мне захотелось внимательно прочесть, что ими написано. Это очень грустные сцены, более трагическое действие, чем мы иногда думаем. Оркестр в течение всего спектакля - полноправное действующее лицо, даже в сопровождении речитативов нет и не может быть ни одного аккорда "вообще", "без адреса". Каждый, кому довелось побывать на спектакле или хотя бы услышать его трансляцию по радио, сохранит в памяти ощущение свежего прикосновения к давно любимому, постижения новых глубин в непреходящих ценностях классического произведения.
Каким же должен быть сегодняшний дирижер? "Мой идеал не нов: первый среди равных. Я много работаю и от других требую того же. Настоящие музыканты понимают подобный модус отношений и стараются поддерживать его. Все теории о нормах взаимоотношений дирижера и оркестра не стоят ровно ничего, если дирижер не доказывает постоянно на деле свое профессиональное право руководить оркестром", - говорил народный артист СССР, лауреат Государственных премий Юрий Темирканов.
Е. Баркова