Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ФЕВРАЛЬ

А.Даргомыжский

Биография, творчество

О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

14 февраля
175 лет со дня рождения
Александра Сергеевича ДАРГОМЫЖСКОГО (1813 - 1869)

 

"Учителем музыкальной правды" назвал А. С. Даргомыжского М. П. Мусоргский, тонко подметив суть творчества великого русского композитора.

Музыкальная судьба Даргомыжского начиналась так же, как истории многих музыкантов-любителей ХГХ века, и ничто, казалось, не предвещало ее невиданного взлета. Родившись в имении родителей Даргомыж Тульской губернии, будущий композитор рос в атмосфере разнообразных художественных увлечений и сам с детства проявлял большую музыкальность. Он учился у таких известных педагогов своего времени, как пианист Ф. Йоберлехнер, дирижер Б. Л. Цейбих, и вскоре приобрел известность в музыкальных аристократических салонах, исполняя фортепианные миниатюры и вокальную лирику. Однако за этими типичными для дворянской молодежи увлечениями крылись замыслы более серьезные, зрели прогрессивные убеждения социально-критической направленности. Они утвердились и окрепли под влиянием встречи Даргомыжского с М. И. Глинкой в 1834 году. Вскоре между ними возникла искренняя дружба. Основоположник отечественной музыкальной классики Глинка в те годы работал над первой русской народно-героической оперой "Иван Сусанин". Общение с ним заставило Даргомыжского серьезно задуматься об общественной миссии художника, помогло ему на практике освоить секреты музыкального письма, - ведь, как и все русские композиторы того времени, он самоучкой постигал законы музыкальной композиции. Духовное становление Даргомыжского происходило в атмосфере дружеского общения с поэтами А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским, И. И. Козловым, драматургом Н. В. Кукольником, художником К. П. Брюлловым.

В 40 - 50-е годы, когда тон в русской культуре задавало поколение А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Даргомыжский обратился к области социально-психологической драмы, раскрывая ее средствами музыки, а также к новой сфере камерно-вокальной музыки - романсу-монологу, романсу-портрету, сатирической песне. Воплощение слова в его неповторимом жизненно верном звучании составляло первейшую заботу композитора. Смелые поиски опирались у Даргомыжского на тщательный отбор литературных первоисточников. Среди последних - шедевры А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, стихи А. В. Кольцова, А. В. Тимофеева, П. И. Вейнберга, творчество замечательного французского поэта-сатирика П. Ж. Беранже, вошедшее в русское искусство благодаря переводам поэта-революционера В. С. Курочкина. Композитор чутко улавливал тон речи, манеру поведения разных людей и социальных групп, стремился правдиво передать свои наблюдения музыкальными средствами -копируя реальность, но обобщая ее основные приметы. Вот почему мы, как живых, слышим и даже будто бы видим героев Даргомыжского: гордого и отважного солдата, не стерпевшего незаслуженной обиды от офицера и идущего за это на казнь ("Старый капрал" на слова Беранже - Курочкина), жалкого, но вызывающего сочувствие мелкого чиновника ("Титулярный советник" на текст Вейнберга), подвыпившего мельника («Мельник» на слова Пушкина) и многих других героев, написанных композитором с удивительной точностью и достоверностью.

Композитор Даргомыжский
А. С. Даргомыжский

В области оперы вершинные достижения Даргомыжского связаны с именем Пушкина. Это социально-бытовая драма "Русалка" (по неоконченной драме поэта) и камерно-речитативная опера "Каменный гость", написанная на неизмененный текст одноименной маленькой трагедии. Различаясь в трактовке оперного жанра, оба эти сочинения стали этапными для музыкального, театра своего времени, открыли важные перспективы его дальнейшего развития. Пафос обличения общественного неравенства, показ характеров действующих лиц во внутреннем борении противоречивых чувств — все это пришло в русскую музыку с "Русалкой" Даргомыжского. Поставленная в 1856 году, опера как нельзя лучше соответствовала запросам времени: в те годы в России назревало крушение крепостнического строя, породившее реформу 1861 года. Потому передовая часть общества с особым энтузиазмом восприняла острокритическую оперу Даргомыжского. Подлинный подъем ощущал в те годы и сам композитор: он много и интенсивно писал, сотрудничал в прогрессивном сатирическом журнале "Искра" - активно участвовал в работе его отделов, освещавших жизнь искусства, общался с революционно настроенными сотрудниками журнала.
В 60-е годы Даргомыжскому посчастливилось стать свидетелем появления новых молодых талантов. Эти композиторы, объединение которых получило в истории название "Могучая кучка", горячо сочувствовали поискам Даргомыжского, и это служило композитору источником новых сил. Вдохновленный поддержкой соратников, композитор увлеченно работал над оперой "Каменный гость". В ней, чутко следуя за изгибами динамики человеческой речи и тончайшими нюансами эмоций, Даргомыжский достиг полнейшего слияния музыки со словами Пушкина. Композитор, в ту пору тяжело больной, называл эту оперу своей лебединой песнью; он так и не успел закончить свое любимое детище. Опера была завершена Ц.А. Кюи и оркестрована Н.А. Римским-Корсаковым. Члены "Могучей кучки" добились постановки оперы в 1872 году. Так в судьбе "Каменного гостя" наглядно отразилась преемственность поколений русских музыкантов передового реалистического направления.

Трудно переоценить значение творческих завоеваний Даргомыжского для развития русской музыки. Его принцип правдивой, психологически точной и социально оправданной характеристики героев был подхвачен уже при жизни музыканта композиторами-кучкистами, и прежде всего Мусоргским. Оперы П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева и других, социально-психологическая вокальная лирика второй половины XDC и XX веков - все эти столь разнородные явления искусства по-своему развивают то направление, первооткрывателем которого в отечественной музыке являлся Даргомыжский.
Н. Заболотная