Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ФЕВРАЛЬ


О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

5 февраля
100 лет со дня рождения
Виктора Михайловича БЕЛЯЕВА (1888 - 1968)

 

В. М. Беляев принадлежит к поколению замечательных русских музыкантов, чьими трудами закладывались основы советской многонациональной музыкальной культуры. Ученик Я. Витола, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, он пришел в Петербургскую консерваторию в 1908 году после двух лет учебы в Харьковском музыкальном училище. Еще студентом он начал свою педагогическую и музыкально-общественную деятельность. Первая критическая заметка Беляева о фортепианных пьесах С. С. Прокофьева - была напечатана в 1911 году. За ней последовали статьи о Н. А. Римском-Корсакове, Г. А. Лароше, С. И. Танееве. В 1913 году был опубликован его перевод "Анализа фуг" Э. Праута, а первой самостоятельной книгой Беляева стало "Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах", вышедшее в год окончания консерватории (1914, 2-е изд. - 1925). Вскоре после этого Беляев был избран секретарем Художественного совета консерватории и оставался им до переезда в Москву в 1922 году. Профессор консерватории (с 1919 года), он одновременно являлся эмиссаром Музо Наркомпроса по делам Петроградской консерватории и секретарем Главной дирекции Русского музыкального общества.
Итогом петроградских лет, наряду с многочисленными газетно-журнальными выступлениями, стали две примечательные книги - "Переписка А. Н. Скрябина и М. П. Беляева" и основательная монография о А. К. Глазунове (обе- 1922).

Желание быть в гуще музыкальных событий привело В. М. Беляева в Москву, где он вошел в правление Государственного музыкального издательства, был избран членом ГАХН - Академии художественных наук, а чуть позже стал еще и преподавателем Московской консерватории. Одной из заслуг Беляева в те годы была популяризация советской музыки за пределами страны. В 1924 году в Вене его усилиями были организованы первые концерты советской камерной музыки за рубежом. Тогда же под его редакцией вышел специальный номер венского журнала "Musikblatter des Anbrudi", посвященный музыке СССР. Беляев первым познакомил зарубежного читателя с творческими биографиями многих сов-ветских музыкантов - А. Н. Александрова и С. Н. Василенко, Г. Л. Катуара и Н. Я. Мясковского, С Е. Фейнберга и А. А. Шеншина. Им были написаны разделы о советской музыке в известных музыкальных словарях. В Оксфорде вышли его работы о "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского и "Свадебке" И. Ф. Стравинского (обе -1928), в Москве - книга о С. В. Рахманинове (1924). Беляев подготовил к изданию (по посмертным материалам) "Учение о каноне" С. И. Танеева. А наряду с этими теоретическими трудами шла его работа над "Нотным букварем", предназначенным для самых широких масс любителей музыки (1934). Всего же за эти годы им было опубликовано в ведущих периодических изданиях США, Англии, Франции, Чехословакии, Италии, Германии, Австрии, Польши, Швеции, Турции несколько тысяч заметок, статей, очерков о советской музыке и музыкальной жизни страны. Множество его публикаций появлялось и на страницах журналов "Музыкальная культура", "Музыка и революция" (Москва), "Жизнь искусства" (Ленинград), "Музыка" (Киев), а также в сборниках, выпускаемых Ассоциацией современной музыки (АСМ), одним из деятельных членов которой Беляев являлся.

С середины 20-х годов начинает складываться основная сфера научных интересов Беляева - народная музыка (и особенно музыка Востока). Толчком к этому послужили результаты экспедиций его консерваторского соученика В. А. Успенского. Увлеченный великолепными записями, сделанными Успенским в 1925 году в Туркмении, Беляев опубликовал в 1928 году их совместный капитальный труд "Туркменская музыка", отредактировав полевые записи и сопроводив их исчерпывающими научными разработками. Удостоенный специальной премии, первый том этого труда до сегодняшнего дня остается одним из лучших и фундаментальных исследований восточной музыки. (В 1934 году был подготовлен к печати второй том, отразивший результаты последующих экспедиций В. А. Успенского.)
Вслед за "Туркменской музыкой" Беляев создает одну за другой работы, посвященные музыке узбеков, таджиков, арабов, персов, турок, афганцев, азербайджанцев, армян, грузин. Особенно значительным является вклад Беляева в изучение музыкальной культуры Узбекистана (часть из этих работ была выполнена в Ташкенте, где ученый жил во время войны).

Велика роль Беляева в становлении музыкального инструментоведения. До сегодняшнего дня сохраняет свое значение вышедшее в 1931 году его "Руководство для обмера народных музыкальных инструментов". Много сил отдал ученый изучению и описанию музыкальных инструментов, подготавливая первую Всесоюзную выставку музыкальных инструментов народов СССР. Собранная им коллекция — около тысячи инструментов пятидесяти народов - легла в основу постоянной экспозиции Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки.
Другое важное начинание Беляева -систематическая запись народной музыки на грампластинки. Под его научным руководством было сделано около полутора тысяч записей музыкальных произведений народов СССР.
Вернувшись в Москву в 1943 году, Беляев сосредоточил внимание на малоисследованной области древнерусской музыки. И в этой сфере науки ему принадлежит много незаурядных достижений: расшифровка крюковой нотации, уточнения демественных азбук, прочтение памятников русского троестрочия. Вершиной этого ряда работ стала опубликованная в 1962 году книга "Древнерусская музыкальная письменность".

Чем дальше, тем больше интересы исследователя сосредотачиваются на народной музыке, прежде всего русской (статья "Русские народные инструменты" - 1950 и очерк "Музыка Древней Руси" - 1956). Неоценимую услугу фольклористам оказал Беляев, предприняв большую работу по переизданию классических сборников русских песен, снабдив каждый из них развернутыми исследовательскими комментариями. Под его редакцией как бы вновь вернулись к жизни собрания В. Трутовского, Н. Львова - И. Прача, Д. Кашина, И. Рупина, Н. Лопатина и В. Прокунина. Одновременно продолжаются и его изыскания в музыке других народов. Незаменимым учебным пособием стали его два тома "Очерков музыкальной культуры народов СССР" (первый том позднее был издан на английском языке).
Одна из самых значительных работ Беляева - опыт реконструкции былинных напевов знаменитого сборника Кирши Данилова. Под редакцией ученого выходит большое количество изданий -начиная от "Трактата о музыке" Абдурахмана Джами и вплоть до многотомного издания узбекских макомов. Беляев становится одним из самых авторитетных ученых-фольклористов, его выступления на международных встречах получают широкий резонанс. В 1944 году ему присуждается степень доктора искусствоведения.
Последнее года жизни с 1959 года Беляев работал в Институте истории искусств в Москве, подводил итоги своих многолетних изысканий. В результате в 1967 году появилась рукопись "Метр и ритм в музыке народов СССР".
Э. Алексеев