Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ЯНВАРЬ


О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

6 января
150 лет со дня рождения
Макса БРУХА (1838 - 1920)

 

Творчество Макса Бруха - композитора, принадлежавшего эпохе позднего романтизма, - явление примечательное и своеобразное во многих отношениях.

При жизни (Брух скончался в возрасте 82 лет) его музыка пользовалась большой популярностью как на родине композитора - в Германии, так и в ряде других европейских стран (особенно4 в Англии) о Однако лишь немногие сочинения Бруха сегодня можно назвать репертуарными. К таковым, в первую очередь, относится соль-минорный скрипичный концерт, который охотно включают в свои программы ведущие скрипачи мира.

Брух был современником не только Листа и Вагнера, но также Р. Штрауса, Регера, Малера, Дебюсси. Тем не менее его отношение к композиторам "Новой немецкой школы", равно как и к последующим тенденциям в развитии западноевропейской музыки конца XIX - начала XX века, было резко отрицательным. О консерватизме музыкально-эстетических воззрений Бруха свидетельствует и такой факт: композитор выступал против возрождения Баха и вообще всей предклассической музыки. Моцарт, Мендельсон, Верди, Сен-Санс -лишь об этих композиторах Брух высказывался благосклонно.
По своему творческому складу и темпераменту Брух был художником лирико-эпического типа. Драматическая стихия не очень привлекала его. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме. Брух нередко использовал в своих сочинениях народные мелодии -немецкие, шотландские, уэльсские, еврейские и даже русские (его Первая оркестровая сюита си-бемоль минор написана на темы русских народных песен).
Композитор работал в самых разных жанрах - его перу принадлежат симфонии, оперы, оратории, камерные инструментальные произведения, вокально-инструментальные опусы. Причем последние составляют большую часть его творческого наследия: Брух был неравнодушен к тембру человеческого голоса, к его выразительным возможностям.

Стиль Бруха весьма своеобразен. Мелодика многих его сочинений отличается плавностью, напевностью, отсутствием острых ритмических рисунков, напряженных интонационных оборотов, Гармонический язык достаточно прост - преобладают диатонические аккорды и модуляции. Весьма показательно, что композитор почти не использовал в своей музыке - даже хоровой - полифонических приемов развития. Фактура у него преимущественно гомофоническая. Вместе с тем оркестр у Бруха звучит всегда ярко и даже красочно - здесь сказались общеромантические черты в его трактовке. В области музыкальной формы академизм Бруха проявился также отчетливо: композитор ограничивался применением в основном сонатной, двух-и трехчастной форм.

Сочинять Брух начал с детства. В 1852 году, когда юному музыканту было всего четырнадцать лет, в Кёльне состоялась премьера его симфонии. В этом же году он получил за свой квартет премию фонда Моцарта во Франкфурте и как его стипендиат учился в Бонне у Ф. Хиллера (теория музыки и композиция) и К. Рейнеке (фортепиано). Будучи в Лейпциге, Брух познакомился с рядом крупных музыкантов Германии того времени - Ф. Давидом, М. Хауптманом, И. Мошелесом и другими.
С 1858 года Брух преподавал в Кёльне. В 1861 году композитор совершил поездку по городам Германии и Австрии, а в следующем году обосновался в Мангейме, где состоялась премьера его оперы "Лорелея" (либретто Э. Гей-беля, первоначально предназначенное для Мендельсона). В Мангейме Брух написал некоторые хоровые произведения, среди которых особо выдедяется "Фритьоф" - концертные сцены для баритона, хора и оркестра на текст из "Саги о Фритьофе" шведского поэта Е. Тегнера. Сочинение это принесло автору широкую известность.

В 1864 - 1865 годах Брух предпринял поездку в Париж, Брюссель и Ганновер. В Ганновере он познакомился с Й. Иоахимом - выдающимся скрипачом, большим другом И. Брамса. Впоследствии Иоахим не раз исполнял Первый скрипичный концерт Бруха, способствуя тем самым популяризации этого сочинения.
С 1865 по 1870 год композитор работает в Кобленце и Зондерсхаузене. В 70-х годах живет в Берлине - там же впервые в 1872 году была поставлена его опера "Гермиона" (либретто Э. Хопфнера по мотивам "Зимней сказки" У. Шекспира).

Во время своего пребывания в Англии (в начале 80-х годов Брух занимал должность дирижера Филармонического общества в Ливерпуле) композитор познакомился с знаменитым испанским скрипачом П. Сарасате, которому посвятил Второй скрипичный концерт. Сарасате включал в свои программы также "Шотландскую фантазию" Бруха дпя скрипки, арфы и оркестра.
В 1883 году Брух гастролировал в Америке, а по возвращении работал в Бреславле и Берлине. В последние годы жизни композитору были присвоены различные титулы и звания, свидетельствующие о широком международном признании его творческой деятельности.
После смерти Бруха большинство его сочинений постепенно исчезло из репертуара исполнителей, хотя, впрочем, предпринималась попытки возродить былую популярность его музыки (особенно преуспел в этом немецкий композитор первой половины XX века П. Пфицнер - музыкант весьма академического толка). И все же лучшие сочинения Макса Бруха - Первый скрипичный концерт, "Шотландская фантазия", Вторая симфония, "Кол Нидрей" для виолончели, арфы и оркестра - звучат в концертных залах и сегодня, записываются на грампластинки выдающимися современными исполнителями.
Г. Шестаков