О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты
Имя народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Е. Е. Нестеренко хорошо известно слушателям. Его творческий облик отличают высокое профессиональное мастерство, эмоциональная наполненность и неуемная жажда творчества. "Этот артист выделяется среди своих коллег не только яркостью и своеобразием таланта, но и интенсивными творческими поисками, постоянным вниманием к новой советской музыке. Нестеренко во всех отношениях является достойным продолжателем новаторских традиций русской вокальной школы". Такую оценку творчеству певца дал Д. Д. Шостакович.
Евгений Нестеренко родился в Москве. Он с детства любил музыку и охотно пел, но отнюдь не готовился к профессиональной карьере певца и после школы поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. Занятия в самодеятельности привлекли внимание к его голосу, и незадолго до окончания института Нестеренко становится студентом вечернего отделения консерватории. Определяющим моментом в окончательном выборе профессии стала для молодого певца встреча с замечательным педагогом, профессором В. М. Луканиным, в классе которого он прошел настоящую вокальную школу. Вначале Нестеренко совмещает занятия в консерватории и работу строителя, но вскоре переходит на дневное отделение и полностью посвящает себя музыке. Будучи студентом консерватории, он успешно дебютирует в Малом оперном театре, а через несколько лет становится солистом Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Четыре года работы в театре проходят в неустанном труде и творческих поисках - за это время Нестеренко спел около двадцати партий, среди которых Кончак в "Князе Игоре" Бородина, Кочубей и Гремин в операх Чайковского "Мазепа" и «Евгений Онегин", Дон Базилио в "Севильском цирюльнике" Россини, Мефистофель в "Фаусте" Гуно. Так создавался обширный и разнообразный репертуар артиста, формировался его творческий облик.
В 1970 году Нестеренко принимает участие в IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и становится его победителем, завоевав первое место и золотую медаль. В дни подготовки к конкурсу решился вопрос о переходе артиста в Большой театр — Нестеренко блестяще дебютирует на его прославленной сцене в роли Кончака. С тех пор творческая жизнь певца связана с труппой этого театра.
"Творчество Евгения Нестеренко -яркий образец выдающегося таланта, помноженного на высокое мастерство", - заметил Ин. Попов. Его голос -красивый по тембру бас широкого диапазона с глубоким нижним регистром й свободно звучащими верхами -позволяет певцу с равным успехом исполнять партии и центральных басов, и высоких басов, и даже баритональные.
Нестеренко - подлинный мастер вокальной палитры, ему одинаково доступны и выразительный мелодический речитатив, и широкая распевная русская кантилена, и виртуозность итальянских арий. Безупречная вокальная техника, ровная пластичная и благородная манера звуковедения, богатая природная одаренность и способность к перевоплощению дали ему возможность исполнять огромный по диапазону репертуар. Его актерские решения всегда оригинальны, и каждая следующая роль совершенно не похожа на предыдущие. Среди вокально-сценических созданий певца - исторические, психологические, характерные роли: Досифей ("Хованщина" Мусоргского) и Собакин ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Ланчотто Малатеста ("Франческа да Римини" Рахманинова) и. Филипп ("Дон Карлос" Верди), князь Игорь и Сусанин. Едва ли не лучшим творческим достижением артиста стал замечательный образ Руслана в новой постановке "Руслана и Людмилы" Глинки в 1972 году в4Большом театре СССР.
С большим успехом выступил певец в труднейшей партии Мефистофеля в одноименной опере Бойто, прозвучавшей на традиционном фестивале в Будапеште в 1974 году.
Особую страницу в творчестве Нестеренко составляет работа над операми советских композиторов. Перед слушателями проходит целая галерея образов, ярких, динамичных, разнообразных по художественному и музыкальному содержанию: Кутузов в "Войне и мире" Прокофьева, большевик Андрей в "Октябре" Мурадели, старый Звамбай в "Похищении луны" Тактакишвили.
Не в меньшей степени, чем в театре, дарование певца выявляется на концертной эстраде. В камерном исполнительстве Нестеренко привлекают большая свобода в выборе репертуара и интерпретации, широкие возможности работы. над. сочинениями современных авторов. Камерный репертуар артиста огромен. Он включает десятки разнообразных программ, среди которых ведущее место занимает отечественная классика — сочинения композиторов "Могучей кучки", Чайковского, Рахманинова, современных советских композиторов.
Еще одна сторона жизни артиста в искусстве - педагогика. Его педагогическая деятельность началась еще в Ленинграде, где он помогал своему педагогу, а затем унаследовал его класс. С 1974 года Е. Е. Нестеренко возглавляет кафедру сольного пения Московсой консерватории.
И. Рябова