Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ЯНВАРЬ


О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

8 января
50 лет со дня рождения
Евгения Евгеньевича НЕСТЕРЕНКО

 

Имя народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Е. Е. Нестеренко хорошо известно слушателям. Его творческий облик отличают высокое профессиональное мастерство, эмоциональная наполненность и неуемная жажда творчества. "Этот артист выделяется среди своих коллег не только яркостью и своеобразием таланта, но и интенсивными творческими поисками, постоянным вниманием к новой советской музыке. Нестеренко во всех отношениях является достойным продолжателем новаторских традиций русской вокальной школы". Такую оценку творчеству певца дал Д. Д. Шостакович.
Евгений Нестеренко родился в Москве. Он с детства любил музыку и охотно пел, но отнюдь не готовился к профессиональной карьере певца и после школы поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. Занятия в самодеятельности привлекли внимание к его голосу, и незадолго до окончания института Нестеренко становится студентом вечернего отделения консерватории. Определяющим моментом в окончательном выборе профессии стала для молодого певца встреча с замечательным педагогом, профессором В. М. Луканиным, в классе которого он прошел настоящую вокальную школу. Вначале Нестеренко совмещает занятия в консерватории и работу строителя, но вскоре переходит на дневное отделение и полностью посвящает себя музыке. Будучи студентом консерватории, он успешно дебютирует в Малом оперном театре, а через несколько лет становится солистом Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Четыре года работы в театре проходят в неустанном труде и творческих поисках - за это время Нестеренко спел около двадцати партий, среди которых Кончак в "Князе Игоре" Бородина, Кочубей и Гремин в операх Чайковского "Мазепа" и  «Евгений Онегин", Дон Базилио в "Севильском цирюльнике" Россини, Мефистофель в "Фаусте" Гуно. Так создавался обширный и разнообразный репертуар артиста, формировался его творческий облик.

В 1970 году Нестеренко принимает участие в IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и становится его победителем, завоевав первое место и золотую медаль. В дни подготовки к конкурсу решился вопрос о переходе артиста в Большой театр — Нестеренко блестяще дебютирует на его прославленной сцене в роли Кончака. С тех пор творческая жизнь певца связана с труппой этого театра.
"Творчество Евгения Нестеренко -яркий образец выдающегося таланта, помноженного на высокое мастерство", - заметил Ин. Попов. Его голос -красивый по тембру бас широкого диапазона с глубоким нижним регистром й свободно звучащими верхами -позволяет певцу с равным успехом исполнять партии и центральных басов, и высоких басов, и даже баритональные.

Нестеренко - подлинный мастер вокальной палитры, ему одинаково доступны и выразительный мелодический речитатив, и широкая распевная русская кантилена, и виртуозность итальянских арий. Безупречная вокальная техника, ровная пластичная и благородная манера звуковедения, богатая природная одаренность и способность к перевоплощению дали ему возможность исполнять огромный по диапазону репертуар. Его актерские решения всегда оригинальны, и каждая следующая роль совершенно не похожа на предыдущие. Среди вокально-сценических созданий певца - исторические, психологические, характерные роли: Досифей ("Хованщина" Мусоргского) и Собакин ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Ланчотто Малатеста ("Франческа да Римини" Рахманинова) и. Филипп ("Дон Карлос" Верди), князь Игорь и Сусанин. Едва ли не лучшим творческим достижением артиста стал замечательный образ Руслана в новой постановке "Руслана и Людмилы" Глинки в 1972 году в4Большом театре СССР.
С большим успехом выступил певец в труднейшей партии Мефистофеля в одноименной опере Бойто, прозвучавшей на традиционном фестивале в Будапеште в 1974 году.

Особую страницу в творчестве Нестеренко составляет работа над операми советских композиторов. Перед слушателями проходит целая галерея образов, ярких, динамичных, разнообразных по художественному и музыкальному содержанию: Кутузов в "Войне и мире" Прокофьева, большевик Андрей в "Октябре" Мурадели, старый Звамбай в "Похищении луны" Тактакишвили.
Не в меньшей степени, чем в театре, дарование певца выявляется на концертной эстраде. В камерном исполнительстве Нестеренко привлекают большая свобода в выборе репертуара и интерпретации, широкие возможности работы. над. сочинениями современных авторов. Камерный репертуар артиста огромен. Он включает десятки разнообразных программ, среди которых ведущее место занимает отечественная классика — сочинения композиторов "Могучей кучки", Чайковского, Рахманинова, современных советских композиторов.

Еще одна сторона жизни артиста в искусстве - педагогика. Его педагогическая деятельность началась еще в Ленинграде, где он помогал своему педагогу, а затем унаследовал его класс. С 1974 года Е. Е. Нестеренко возглавляет кафедру сольного пения Московсой консерватории.
И. Рябова