Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮЛЬ

В.Протопопов

О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

13 июля
80 лет со дня рождения
Владимира Васильевича ПРОТОПОПОВА

 

Выдающийся советский музыковед В. В. Протопопов родился в Москве. Его интересы в отроческие годы сосредоточились на сочинении музыки, игре на фортепиано, изучении гуманитарных дисциплин, в особенности истории, литературы. Блестящее окончание Московской консерватории по классу Л.А. Мазеля (после обучения на композиторском отделении музыкального техникума им. Н.Г. Рубинштейна), ее историко-теоретического факультета, в 1937 году было отмечено занесением имени Протопопова на мраморную доску Отличия.

Почти полувековая творческая, педагогическая, музыкально-общественная жизнь Протопопова поражает своей целеустремленностью, масштабностью, значительностью результатов. Перечень трудов свидетельствует об универсализме ученого, обращающегося к музыке старинной и современной, русской и зарубежной. В его трудах охвачены все жанры музыковедения - исследования, учебники, статьи, рецензии, публикации неизданного, редактирование и т.д. Интенсивная исследовательская деятельность неотъемлема от педагогической (с 1938 года) в Московской консерватории.
Ранний период творчества Протопопова был посвящен изучению отечественной музыки - творчества С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова, к.П. Мусоргского. Многие годы продолжалась работа над наследием Танеева, и в 1942 году на тему "Камерное инструментальное творчество Танеева" была защищена кандидатская диссертация, высоко оцененная Б. В. Асафьевым. Он писал: "Теперь есть человек, проникший в самую суть с юности волновавших меня идей, мне больше не опасно умереть, есть кому продолжить то, что во мне всего лишь трепетало".
С конца 1940-х годов начинается Глинкиана Протопопова. Работая под руководством Б. В. Асафьева, молодой ученый опубликовал по этой теме два труда - "Глинка" и "Два крупных сочинения молодого Глинки".

В своей книге "Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование", а также в монографии, посвященной Глинке (совместно с Т.Н. Ливановой) , в исследовании "Литературное наследие Глинки" ученый раскрывает особенности творческого метода великого русского композитора, его мировоззрение, эстетику, принципы музыкального формообразования. Глинкиана Протопопова завершилась зашитой докторской диссертации в 1960 году на тему "Музыкально-теоретические проблемы оперного творчества Глинки на основе анализа оперы "Иван Сусанин".
В 1950-е годы Протопопов начинает изучать оперное наследие Чайковского. Одна из капитальных работ современного музыкознания - "Оперное творчество Чайковского" - создавалась совместно с Н.В. Туманиной. В главах книги, написанных Протопоповым, тщательно проанализированы особенности оперного симфонизма композитора.

На рубеже 1950 - 1960-х годов публикуются первые работы, посвященные принципам развития музыкальных форм: "Вариации в русской классической опере" (1957), "Вторжение вариаций в сонатную форму" (1959), "Контрастно-составные формы" (1962). Вопросы вариационности продолжают исследоваться в 1960-е годы на огромном историческом материале русской и западноевропейской музыки самых разных эпох, в системах разных стилей и направлений. Теоретическое обобщение - эта область творчества Протопопова получила освещение в труде "Вариационные процессы в музыкальной форме" (1967). Вопросы музыкальной формы продолжают разрабатываться и в таких трудах, как "Принципы музыкальной формы Бетховена. Сонатно-симфонические циклы op. 1 - 81" (1970) и "Принципы музыкальной формы Баха" (1981).
В эти же годы теоретическая проблематика исследований Протопопова сосредотачивается вокруг вопросов полифонии. Двухтомная "История полифонии в ее важнейших явлениях" (1962 -1965) раскрывает по существу процесс исторического развития мировой музыкальной культуры от XVI до середины XX века через исследование закономерностей полифонии. В середине 1980-х годов, на основе вышедших двух томов предпринимается новое многотомное издание "История полифонии", для которого Протопоповым написаны три основных тома.

Особую область интересов ученого составляет редакторская работа, отмеченная высочайшим профессионализмом и истинно творческим отношением. Редактирование сборников ("Памяти Танеева", "Памяти Глинки", "Музыкальное наследие Чайковского"), подготовка к изданию и комментарии к трудам В. Ф. Одоевского, А. П. Бородина, редактирование томов полных собраний сочинений Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, работа над материалами периодики для труда "Оперная критика в России" - таков неполный перечень этой важнейшей стороны музыковедческой деятельности Протопопова. В последнее время завершено издание музыкально-критических работ В.В. Стасова в шести томах. Более ста статей, затерянных в газетах и журналах, впервые вошли в стасовское собрание. Некоторые работы русского классика были опубликованы по рукописям. С 1984 года начали выходить в свет "Статьи о музыке" А. Н. Серова, где также много нового, впервые опубликованного.

Источниковедческая, текстологическая работа ученого связана и с изданием серии "Памятники русского искусства", начатые в 1970-е годы. В серию входят произведения старинной отечественной музыки и теоретические трактаты, существовавшие либо в рукописях, либо не издававшиеся многие десятилетия и даже века. Во втором томе "Памятников" под редакцией Протопопова опубликована "Музыка на Полтавскую победу" (в частности хоровой концерт "Полтавскому торжеству" Василия Титова). Во вступительной статье к шестому тому "Памятников", где опубликована "Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого, Протопопов дает историческую оценку музыке и теоретическим трудам о ней конца XVII -второй половине XX века
Протопопов извлек из архивов, опубликовал и передал виднейшим советским хоровым коллективам более десяти больших хоровых сочинений этой эпохи. Особенный резонанс имело исполнение концерта В. Титова "Полтавскому торжеству".

К этому же типу работы примыкает публикация первого русского музыкально-эстетического трактата, относящегося к XVI или началу XVII века, -"Четвертая мудрость".
Протопопов создал целую школу учеников и последователей. Он ориентирует их не только на изучение определенного круга проблем, но и прививает умение соединить широкий гуманитарный подход к явлениям искусства с глубиной их теоретического осмысления и анализа.
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств, Владимир Васильевич Протопопов награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", а также медалями. Его имя, его труды широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, где он неоднократно выступал на конгрессах, посвященных творчеству Шопена, Генделя и Баха.
Ю. Розанова