Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮНЬ

Т.Н. Хренников

О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

10 июня
75 лет со дня рождения
Тихона Николаевича ХРЕННИКОВА

 

10 октября 1935 года в Большом зале Московской консерватории с огромным успехом прошла премьера Первой симфонии Тихона Хренникова (его дипломная работа, посвященная В. Я. Шебалину) под управлением известного дирижера Г. Себастьяна. Вскоре симфония стала широко звучать в нашей стране и за рубежом. Ее исполняли выдающиеся дирижеры Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ш. Мюнш и другие. Так блистательно заявил о себе молодой талантливый композитор.

Уроженец Орловского края, Хренников вспоминает: "В моем сердце навек осталась прелесть улочек старинного русского городка Ельца, где я родился и вырос. В нашей семье не было музыкантов, но музыка неудержимо влекла меня с детских лет. Я пел в хорах, играл в оркестрах, увлекался импровизированием".
С 1929 года Хренников - студент музыкального техникума имени Гнесиных, где занимается по двум специальностям: композиции у М. Ф. Гнесина, Г. И. Литинского и фортепиано у Э. Г. Гельмана. В 1932 году он поступает сразу на второй курс Московской консерватории в класс композиции В. Я. Шебалина и фортепиано Г. Г. Нейгауза. Окончив консерваторию с занесением его имени на мраморную доску отличия, Хренников с 1936 по 1938 год продолжал занятия у Шебалина в аспирантуре.
Уже ранние сочинения Хренникова отличались самобытностью и незаурядным мастерством. В 1933 году он закончил Первый фортепианный концерт и сам с блеском исполнил его в Москве и Ленинграде. Представили интерес и его романсы на стихи А. Пушкина, музыка к пьесе Н. Шестакова "Мик", поставленной в Центральном детском театре.

Новый успех принесла Хренникову его неповторимо своеобразная музыка к комедии У. Шекспира "Много шума из ничего" (1936) в Театре имени Евг. Вахтангова. В ней, как отмечал композитор, он стремился "современными средствами выразить большие чувства, полнокровность и жизнеутверждающую радость персонажей шекспировской комедии". Эта чудесная музыка стала широко популярной, а составленная из нее концертная сюита и ныне с успехом звучит на эстраде.
Сочинение музыки к театральным спектаклям благотворно сказалось на работе Хренникова в других жанрах, и прежде всего в опере. Еще в консерваторские годы он мечтал написать оперу "о людях гражданской войны, о героических подвигах партизан, о замечательной Красной Армии". Этой оперой стала "В бурю" (1939, 2-я ред. -1952) по роману Н. Вирты "Одиночество". Ее сюжет был подсказан Вл. И. Немировичем-Данченко.

В конце 30-х годов Хренников работает в разных жанрах: создает прекрасную музыку к кинофильму "Свинарка и пастух" (Государственная премия СССР, 1942), начинает сочинять Вторую симфонию, задумывает оперу по романтической повести И. Тургенева "Вешние воды". Внезапно разразившаяся Великая Отечественная война внесла коррективы в творческие планы композитора. Хренников обращается к наиболее мобильному жанру - песне. Особенно популярными стали его песни "Прощание" (слова Б. Кравченко), "Вороны фашистские будут перебиты" (слова В. Лебедева-Кумача), "Песня о московской девушке", "Песня о дружбе", "Уральцы бьются здорово" (слова А. Барто), "Все за Родину", "Есть на Севере хороший городок" (слова В. Гусева).
Хренников - автор музыки к героико-патриотической пьесе А. Гладкова "Давным-давно" об Отечественной войне 1812 года, к фильму "В шесть часов вечера после войны", масштабной Второй симфонии (1942, 2-я ред. - 1944, Государственная премия СССР, 1946).

По окончании войны Хренников снова возвращается к напряженной повседневной творческой работе. Его, как и прежде, влечет музыкальный театр: он пишет комическую оперу "Фрол Скобеев" (1950, 2-я ред., под названием "Безродный зять", - 1967) на сюжет бытовой повести ХУШ века. В ней ярко раскрылось комедийное дарование композитора, проявившееся ранее в музыке для театра и кино.

 

Композитор Хренников
Т. И. Хренников

Иного склада - героико-революцион-ная опера "Мать" (1957) по роману М. Горького. "Летом 1950 года, - вспоминает композитор, — я перечитал горьковскую повесть, и мне сразу стало ясно, что обязательно буду писать оперу на этот сюжет". В опере "Мать", с успехом поставленной к 40-летию Великого Октября в Большом театре Союза ССР и в других театрах страны, правдиво передан напряженный драматизм революционных событий в канун 1905 года, в рельефных музыкальных образах живо воссоздан колорит эпохи.

И вновь обращение к комедийному жанру - лирико-комическая опера "Много шума из-за. сердец" (1972) по комедии Шекспира "Много шума из ничего", искрящаяся весельем и жизнерадостностью "Доротея" (1983) по комедии Р. Шеридана "Дуэнья", а в последнее время — остросатирическая опера "Золотой теленок" (1985) по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова.

Интересны, оригинальны и балеты Хренникова, вошедшие в репертуар многих театров страны. Яркостью музыкальных образов отмечены его лирико-комедийный балет "Любовью за любовь" (1976) - вновь на сюжет Шекспира "Много шума из ничего" и "Гусарская баллада" (1979) на музыку к пьесе Гладкова "Давным-давно".
Социальная заостренность, живое чувство юмора характерны для оперетты Хренникова "Сто чертей и одна девушка" (1963), посвященной борьбе с сектантством, и "музыкальной хроники" "Белая ночь" (1967), повествующей, по словам композитора, "о развале царской империи, нарастании революционного подъема, которое привело к Великому Октябрю".

Много и плодотворно работает Хренников и в жанре инструментального концерта. Им созданы два концерта для скрипки с оркестром (1959, 1975), концерт для виолончели с оркестром (1964), отмеченные Государственными премиями, Второй и Третий фортепианные концерты (1972, 1983). За Второй концерт композитор был удостоен в 1974 году Ленинской премии.
Третья симфония Хренникова - это, по словам композитора, "итог многолетних размышлений о жизни, о месте человека в современном мире". Широкую популярность снискала и его музыка к кинофильмам "Поезд идет на восток", "Донецкие шахтеры", "Верные друзья", "Гусарская баллада", музыка к телефильмам "Дуэнья", "Время выбрало нас".

Интенсивна педагогическая и общественная деятельность Т. Н. Хренникова. С 1961 года он преподает композицию в Московской консерватории (с 1966 -профессор). С 1948 года композитор возглавляет Союз композиторов СССР. Он кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, член Советского комитета защиты мира. Президент Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы, Хренников утверждает, что советская музыка "несет по всему миру высокие идеи гуманизма, свободы и дружбы между народами".
М. Комиссарская