Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮНЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

2 июня
100 лет со дня рождения
Елены Климентьевны КАТУЛЬСКОЙ
(1888 - 1966)

 

Творчество народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Е. К. Катульской навсегда сохранится как одна из самых ярких страниц в истории отечественной вокальной культуры.
Катульская родилась в Одессе. С детства она интересовалась музыкой, посещала частные музыкальные курсы, где училась по классу рояля, изучала языки. Неизгладимые впечатления в ее душе оставили спектакли оперного театра, посещение которого стало вскоре для нее уже потребностью. В 1905 году Катульская начинает брать уроки пения у известного в то время оперного певца И. Г. Супруненко и добивается заметных успехов.

Семнадцатилетней девушкой будущая певица едет в Петербург, где продолжает заниматься пением у знаменитого педагога-вокалиста И. П. Прянишникова, а затем поступает в консерваторию в класс Н. А. Ирецкой. Занятия с ней отточили музыкальную культуру молодой певицы, вооружили ее глубоким пониманием технических основ вокального мастерства, открыли путь к подлинному творчеству.
10 апреля 1909 года Катульская с успехом дебютирует на сцене Мариинского театра. "Обладающая великолепным по тембру и силе звука голосом, притом прекрасно владеющая последним, артистка с первых же нот сделалась центром общего внимания", -писала 22 апреля газета "Новая Русь". Уже в то время Катульская проявила свое выдающееся вокально-сценическое дарование и высокий профессионализм. В дальнейшем мастерство ее развивалось, зрело и совершенствовалось. Живой и непосредственный художник, она никогда не оставалась на однажды завоеванных рубежах, стремясь к новым творческим высотам, Катульская пришла в Мариинский театр в тот период, когда оркестром руководил Э. Ф. Направник, а в певческом ансамбле блистали такие певцы, как И. В. Ершов, И. А. Алчевский, Н. И. Забела-Врубель, А. Ю. Больска, Ф. В. Литвин, И. В. Тартаков. Частыми гостями на петербургской сцене были А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин. Общение с великими мастерами русской оперной сцены много дало молодой певице. "Когда в первый же год моей работы в театре я получила возможность близко наблюдать сценическое творчество Шаляпина и Ершова, -вспоминала впоследствии Катульская, -я усвоила много из того, о чем до сих пор лишь смутно догадывалась. Помню, как Ершов учил меня, начинающую двадцатидвухлетнюю певицу: "Слушайте музыку. Она научит вас всему, что надо делать на сцене". Ершов учил меня находить движения, походку, жесты, тесно слитые с музыкой, ее ритмом и характером, ее экспрессией, учил меня выразительности слова".
В апреле 1911 года Катульская впервые выступает в Москве. Во время гастролей в Большом театре она с триумфом поет Маргариту в "Фаусте", Микаэлу в "Кармен". Осенью 1913 года Катульская переезжает в Москву и становится артисткой Большого театра.

Московская сцена воспитывает в певице особую любовь к русской музыке. Под руководством замечательного дирижера В. И. Сука она готовит партию Людмилы в опере "Руслан и Людмила", впервые поет Панночку в "Майской ночи", Царевну в "Кащее бессмертном", Волхову в "Садко". Русский классический репертуар дает важный материал для творчества певицы, углубляет и шлифует ее художественную культуру» ее реалистическое мастерство.
После революции Большой театр начинает напряженную работу по воспитанию художественно-эстетических вкусов народа, массовой пропаганде мирового оперного и балетного наследия, решает проблему приближения искусства к задачам современности. Артисты театра выступают перед рабочей аудиторией, перед воинами Красной Армии. В начале 20-х годов Катульская принимает участие в концертах художественной бригады, созданной для обслуживания частей Московского гарнизона. Руководил бригадой А. Б. Гольденвейзер, в ее состав входили артисты различных театров Москвы. С этих пор завязывается дружба певицы с красноармейской аудиторией, длившаяся многие годы.
Е. К. Катульская явилась одним из пионеров музыкального радиовещания, найдя широкое поле деятельности в зарождающемся тогда советском радиоисполнительстве.
Голос Катульской часто звучал по радио в дни Великой Отечественной войны. Она работала в это время в филиале Большого театра, выезжала с концертными бригадами в прифронтовые зоны, в воинские части, выступала в госпиталях. Наградой за патриотический труд были медали "За оборону Москвы" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Катульская спела более сорока партий в операх русских, зарубежных и советских композиторов. Ее голос мягкого, теплого тембра, большого диапазона позволял певице исполнять партии, написанные для лирического, лирикодраматического и колоратурного сопрано. Среди лучших ее сценических воплощений - Антонида и Людмила в операх Глинки, Марфа, Снегурочка и Волхова в операх Римского-Корсакова. Замечательные образы созданы Катульской в операх Пуччини (Чио-Чио-сан, Мими, Мюзетта) и Верди (Виолетта, Джильда, Леонора), Россини (Ро-зина) и Массне (Манон). Чувство правды, психологическая глубина, богатство красок определили реализм образов, созданных ею на сцене. Одаренная актриса, обладающая тонким вкусом и незаурядным актерским мастерством, Катульская умела раскрыть и донести до слушателя подлинное содержание каждой из своих ролей.
Почти двадцать лет Катульская преподавала в Московской консерватории (с 1950 года - профессор). Среди ее учеников - Т. А. Милашкина и А. Д. Масленников.
И. Рябова