Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮНЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

22 июня
225 лет со дня рождения
Этьена-Никола МЕГЮЛЯ (1763 - 1817)

 

"Я приехал в Париж в 1779 году, не имея ничего кроме своих шестнадцати лет, моей vielle (лиры) и надежд. Я имел рекомендательное письмо к Глюку, это было мое сокровище. Видеть Глюка, слышать его, с ним говорить - таково было мое единственное желание при въезде в столицу, и эта мысль заставляла меня трепетать от радости. Звоня у его дверей, я задыхался. Его жена открыла мне. и проводила к двери его кабинета, откуда вырывались звуки клавесина. После объяснения и ряда других встреч Глюк почтил меня своим покровительством и дружбой".

С этого свидания и началась творческая биография замечательного французского композитора и музыкального деятеля Этьена-Никола Мегюля.
Он принадлежит поколению тех музыкантов, на долю которых выпала трудная и вместе с тем неповторимая судьба первооткрывателей. С именами Госсека, Керубини, Лесюэра, Бертона, Жадена, Крейцера связана целая эпоха в истории музыкальной культуры -эпоха Великой французской революции. Ее исторические события и ее героический пафос мощно воздействовали на творческое воображение, на умы поэтов, художников, композиторов той поры. Эти события определили и основное^ содержание творчества Меполя, характер его общественно-музыкальной деятельности.
Его учителями были немецкие музыканты: Вильгельм Ганзер, ученый монах, и рекомендованный Глюком Фредерик Эдельман - клавесинист, композитор и известный преподаватель. По-видимому, им и обязан Мегюль своей композиционной техникой, своим контрапунктическим мастерством, которое он с успехом применял в своих произведениях.

Уже первые композиторские опыты молодого музыканта обратили на себя внимание искушенного слушателя и благосклонное внимание издателей. Мегюлю удалось опубликовать ряд сборников фортепианных сонат и сонат для скрипки и фортепиано, он добился исполнения нескольких музыкально-сценических произведений. Среди них оказалась и первая его комическая опера "Эфрозина и Корадин" (1790). Возникновение этого произведения, как и само обращение Меполя к опере, было вполне закономерно. Музыкальный театр -наиболее престижная в ХУШ веке область композиторской деятельности; к ней стремились все, ибо она обеспечивала музыканту авторитет и прочное положение. С особой силой это проявилось во Франции - стране давних и чрезвычайно развитых театральных традиций. Стремление же Меполя к комической опере обусловлено ведущим положением этого наиболее демократического оперного жанра во Франции последней трети ХУШ столетия, когда он приобрел остро публицистические черты, большую социальную значимость в нарождающемся буржуазном обществе. А в 1790 - 1800 годах комическая опера (некогда "невинная", развлекательная интермедия) стала носителем героических идей, воспевая на примерах сюжетов из обыденной жизни подвиги и благородные поступки простых людей, борьбу против угнетения личности, тира-ноборчество. Одним из тех, кто придал французской комической опере именно такой характер, и был Э.-Н. Мегюль; недаром он назвал одно из своих произведений "героической комедией".

К числу таких пьес принадлежит комическая опера "Эфрозина и Корадин". Злому тирану Корадину противостоит молодая и отважная Эфрозина, не боящаяся сказать деспотическому правителю всю правду, все, что она думает о нем. Драматические коллизии приобретают действенную силу благодаря динамизму и непосредственности, высокой патетике чувств, выраженных самой музыкой Меполя, ее огневым темпераментом и укрупненным масштабом звучности.

Те же качества музыки придали "бытовому" сюжету оперы "Стратоника" (1792) героический оттенок самопожертвования, хотя помимо основной сюжетной линии (король отказывается от любимой девушки, узнав о любви его сына к ней) в опере имеются умело введенные повороты лирико-комедийного сюжета.
За свою относительно недолгую творческую -карьеру Меполь создал более сорока опер (из которых особой популярностью пользовалась "Иосиф в Египте", 1807, на библейский сюжет), пять балетов, несколько кантат, четыре симфонии (сохранились две последние), музыка для драматического театра и ряд песен, написанных для празднеств революции. Своей активной деятельностью в последние годы XVIII столетия Меполь завоевал славу крупнейшего представителя французской музыкальной культуры эпохи революции. Его "Походная песня", "Песнь побед", "Песня возвращения" служили эталоном общепринятой, демократической музыки и сыграли большую роль в формировании музыкальных вкусов эпохи, того музыкального языка, который послужил важным истоком музыкальной лексики и образности Бетховена, композиторов молодого романтизма (К.-М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза).
Наконец, Меполь был одним из организаторов и первых профессоров Парижской консерватории (1795), среди учеников которого - Ф. Герольд, крупный оперный композитор.
С Рыцарев