Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАРТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

13 марта
75 лет со дня рождения
Мукана Тулебаевича ТУЛЕБАЕВА
(1913 - 1960)

 

Выдающийся композитор, народный артист СССР М. Т. Тулебаев принадлежит к замечательной плеяде основоположников казахской профессиональной музыки. Его творческая, педагогическая и музыкально-общественная деятельность была тесно связана с формированием национальной музыкальной -культуры. Творческое наследие этого большого национального художника по праву вошло в золотой фонд казахской советской музыки.

Родился Мукан Тулебаев в селе Каршиган Талды-Курганской области в семье бедного скотовода. От матери, талантливой народной певицы, часто выступавшей на праздничных тоях, он унаследовал хороший голос и любовь к родной песне, народной инструментальной музыке. В 1933 году в районном центре Бурлюк-Тюбе организовал самодеятельный колхозный театр, где выступал как исполнитель казахских народных песен.

Вскоре после участия в 1936 году во Всеказахстанском слете деятелей народного искусства в Алма-Ате, где Мукан Тулебаев получил первую премию, он едет в Москву и становится студентом национальной казахской студии при Московской консерватории. Здесь он пишет первые сочинения - обработку народной песни "Шайтан-кара" и "Кешкикок" ("Вечернее небо").
Начавшаяся Великая Отечественная война прервала его занятия: Тулебаев становится добровольцем московского ополчения. Демобилизованный по состоянию здоровья из рядов ополчения молодой композитор возвращается в Алма-Ату, где занимается композицией у Е. Г. Брусиловского.
В 1951 году Тулебаев завершил свое музыкальное образование в Московской консерватории. Р. М. Глиэр, Н. Я. Мясковский, В. Г. Фере, в классах которых он совершенствовал свое композиторское мастерство, в значительной степени способствовали формированию эстетического и художественного мировоззрения молодого композитора.

В 40-е годы Тулебаев создает ряд произведений, привлекших серьезное внимание музыкальной общественности: для фортепиано, скрипки, камерные произведения, сочинения для оркестра и другие. К 40-летию Казахской ССР он пишет симфоническую поэму "Казахстан" (1951), ярко национальное произведение, наполненное светом и радостью, прославляющее любовь к родному краю.
Первым среди казахских композиторов Тулебаев обратился к вокально-симфоническому жанру, создав одно из значительных своих произведений -кантату для солистов, хора и оркестра "Огни коммунизма" (слова Н. Шакенова, 1951): Это глубоко патриотическое произведение, главными действующими лицами которого являются акын и народ, покоряет своей простотой и мелодичностью.

Еще в годы учебы у Тулебаев а проявился интерес к оперному жанру: в 1945 году совместно с Брусиловским он написал героико-патриотическую оперу "Амангельды" (либретто Г. Мусрепова), воплощающую облик революционного деятеля Казахстана времен гражданской войны. Крупнейшим произведением в творческом наследии композитора явилась его вторая опера "Биржан и Сара" (1946, вторая редакция - 1957). Тулебаев а привлекла трагическая судьба знаменитого акына прошлого столетия Биржана, непримиримого врага феодалов. Либретто оперы написал поэт К. Джумалиев по народной поэме "Айтыс Биржана и Сары". В основе сюжета - поэтическое состязание двух акынов - народного композитора Биржана и девушки-поэтессы Сары, история их трагической любви. В этом произведении особенно проявилось большое лирическое и драматургическое композиторское дарование Тулебаев а. В мелодической основе лирико-драматической оперы много народных казахских песен, в том числе подлинные песни Биржана. Творчески преломляя их и подвергая мелодии свободной и широкой разработке, композитор сумел через песни, достигающие порой эпического звучания, раскрыть внутренний мир героев, патриотические чувства народа. Изобилие ярких песен, необыкновенное богатство мелодий позволяют оперу "Биржан и Сара" назвать оперой-песней. Вместе с тем в опере много развернутых арий и ансамблей, танцевальных сцен, хоровых эпизодов. За оперу "Биржан и Сара", открывшую новую страницу в истории казахской музыки, композитор был удостоен Государственной премии СССР (1949).

Тулебаев много сделал и для развития казахской хоровой музыки. Его хоровые сочинения ("На току", слова Н. Шакенова; пионерская сюита "В лесу", слова С. Бегалина; сюита "Юность", слова С. Бегалина и С. Мауленова и др.) - постоянно в репертуаре Казахской хоровой капеллы. Еще в годы Великой Отечественной войны звучали его песни "Вперед, казахи!", "Бей, барабан!", "Поход", "Песня о Тане"; много песен посвящено мирной жизни советских людей. Широкое признание получили его искренние и глубокие по настроению романсы "Верь, дорогая", "Жди меня, жди", "Вышитый платок", "Я люблю" и другие.
Композитором написана музыка к спектаклям и кинофильмам, в том числе к кинофильмам "Золотой рог" (1946) и "Джамбул" (1952, совместно с Н. Н. Крюковым).

М. Тулебаев - один из авторов Гимна Казахской ССР. Многогранной была его педагогическая и музыкально-общественная деятельность. С 1953 года он преподавал в Алма-Атинской консерватории; в 1956 - 1960 годах возглавлял Союз композиторов Казахстана; был депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Первым из казахских композиторов он был удостоен звания народного артиста СССР.
К. Игнатьева