Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

30 мая
100 лет со дня рождения
Сергея Ивановича МИГАЯ (1888 - 1959)

 

"Сергей Иванович Мигай, выдающийся русский артист - певец-художник, является гордостью русского советского искусства, и память о нем будет всегда жить в сердцах людей. Прекрасное не умирает!" - так писала о Мигае народная артистка СССР Е. К. Катульская.

Мигай родился в Могилеве. В гимназические годы он пел в хоре, ему часто поручали сольные партии. С течением времени желание быть певцом стало неотъемлемой мечтой. По окончании гимназии в 1907 году Мигай по настоянию родителей поступает на юридический факультет Новороссийского университета и одновременно на вокальный факультет Одесского музыкального училища в класс Ю. А. Рейдер. Уроки Рейдер, получившей хорошую профессиональную подготовку в Италии и зарекомендовавшей себя незаурядным педагогом, явились для будущего певца превосходной вокальной школой. Музыкально-художественному формированию Мигая способствовала и музыкальная жизнь Одессы, весьма интенсивная, изобиловавшая гастролями выдающихся певцов и инструменталистов.

Окончив музыкальное училище и университет в 1911 году, Мигай отправляется в Москву. Здесь после прослушивания и успешного дебюта 14 апреля 1912 года в партии Валентина (опера Гуно "Фауст") он был принят в труппу Большого театра. Здесь его партнерами стали выдающиеся русские певцы Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, ему довелось работать с замечательными дирижерами (В. И. Сук, Э. А. Купер) и режиссерами (В. А. Лос-ский и В. П. Шкафер). Все это налагало на молодого артиста повышенное чувство ответственности и в очень большой степени способствовало росту художественного мастерства певца. В 1912 году » Мигай брал уроки у знаменитого итальянского баритона М. Баттистини и прошел с ним заглавные партии в операх "Дон-Жуан" и "Свадьба Фигаро" Моцарта, партию Жермона в "Травиате" Верди.
Большим событием в художественной жизни певца были занятия с К. С. Станиславским сначала в 1916 году, а затем в 1918 — 1920 годах в организованной им Оперной студии. Под руководством Станиславского Сергей Иванович работал над образом Онегина - об этой роли он мечтал еще с юношеских лет. По свидетельству современников, Мигай был лучшим Онегиным в 20-е годы, поражая слушателей драматической правдой, психологизмом, удивительной многогранностью создаваемого им образа.
До 1924 года Мигай был солистом Большого театра. В последующие годы он попеременно выступал на сценах Москвы (1925 - 1929) и Ленинграда (1924 - 1927, 1929 - 1941), а также гастролировал в Харькове, Киеве, Одессе, Баку, Свердловске, Тбилиси.

С самого начала своей театральной карьеры Мигай работал с поразительным трудолюбием и настойчивостью над сценическими образами. В его репертуаре были почти все ведущие партии лирического баритона, в их числе Елецкий в "Пиковой даме" Чайковского, Демон в одноименной опере Рубинштейна, Грязной в опере "Царская невеста" Римского-Корсакова, Королевич в "Кащее бессмертном" Римского-Корсакова, Риголетто в одноименной опере Верди.
Большое внимание Мигай уделял концертной деятельности. Он был прекрасным камерным певцом. Огромный концертный репертуар Мигая насчитывал сотни вокальных произведений, почти все образцы романсов русских, советских и зарубежных авторов. Но предпочтение он оказывал романсам Чайковского и Рахманинова, а среди зарубежных композиторов - сочинениям Шуберта. В свои программы он стремился включать также произведения незаслуженно забытые или редко исполняемые, сочинения малоизвестных авторов.

Таковы романсы В. М. Кажиньского, К. А. Кавоса, Э. А. Лангера. Мигай один из первых вынес на концертную эстраду романсы советских композиторов, благодаря ему мы узнали о молодом Г. В. Свиридове.
В 1948 году началась педагогическая деятельность Мигая в Московской консерватории (с 1952 года - профессор). Свои ценные педагогические соображения и рекомендации, подкрепленные многолетним собственным опытом, певец раскрывает в методических очерках "Дыхание певца" и "Дыхание в пении". Он воспитал многих вокалистов, среди которых Ю. А. Мазурок, А. М. Савченко.
На протяжении своей многолетней творческой жизни Мигай уделял большое внимание общественной деятельности. Его интересовало все, что происходило в музыкальной жизни страны. В трудные годы гражданской войны он принимал активное участие в спектаклях и "Концертах для народа", выступая с самыми разнообразными программами. В 30-е годы певец участвовал в смотрах и конкурсах, писал статьи о Всесоюзном конкурсе вокалистов, о декадах искусства в Москве. Во время войны он выступал в воинских частях, госпиталях, у моряков Краснознаменного Балтийского флота. В октябре 1941 года поступил в Московский радиокомитет в качестве солиста, руководителя и консультанта вокально-хоровых передач. Перу Мигая принадлежат критические статьи о состоянии оперного дела в России, о проблемах приобщения народных масс к искусству, а также ряд статей об исполнительском стиле Шаляпина, Собинова, Неждановой, Обуховой.

За большие заслуги в области советского вокального искусства С. И. Мигаю было присвоено звание народного артиста РСФСР. На родине певца, в городе Могилеве, переулок, где прошли юные годы певца, переименован в улицу Мигая.
С. Чхаидзе