Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ОКТЯБРЬ

Дж.Верди

О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

10 октября
175 лет со дня рождения
Джузеппе ВЕРДИ (1813 - 1901)

 

 

В истории мировой музыкальной культуры есть композиторы, творчество которых находит страстных поклонников как среди взыскательных профессиональных музыкантов, так и среди любителей музыки. Таково творчество Джузеппе Верди.

Верди известен прежде всего как автор опер. Его инструментальная и хоровая музыка, за исключением вдохновенного "Реквиема" (1874), незаслуженно забыта.
Верди прожил долгую жизнь, наполненную триумфами и неудачами, блестящими успехами и горечью непонимания. Поиск все более совершенных форм воплощения в музыке сильных характеров, сложных психологических ситуаций приводил Верди к новым сюжетам, заставлял погружаться в работу либреттистов, обсуждать с ними тончайшие психологические мотивы, движущие действие, безжалостно вычеркивать неудачные варианты текста. Наиболее плодотворное сотрудничество связывало Верди с такими либреттистами, как Ф. Пиаве, А. Гисланцони, А. Бойто. К некоторым операм ("Эрнани", "Аттила", "Макбет") композитор написал либретто сам. Верди был не менее требователен и к музыкальному воплощению текста. По поводу одного фрагмента из "Аиды" он писал: "Я еще раз (восьмой) переделал этот маленький отрывок и он мне не удался". Такая работа зачастую доводила его до изнеможения, в чем он не раз признавался в письмах: "Пишу отчаянно. "Макбет" и "Разбойники" стоили мне такого напряжения, которого я физически не в состоянии вынести". Но несмотря на это, едва успев закончить очередную оперу, Верди сразу же увлекался другим сюжетом.

Борьба за чистоту воплощения своих замыслов на творческом процессе не заканчивалась. Верди был нетерпим к любому проявлению фальши на сцене, виртуозности, не окрашенной глубокими чувствами, не оправданной драматическим действием. Большой талант, душа и сценическое чутье - вот те качества, которые он прежде всего ценил в исполнителях. "Осмысленное", "благоговейное" исполнение опер представляется ему необходимым, потому что, "когда оперы не могут быть исполнены во всей их неприкосновенности -так, как они задуманы композитором, - лучше не исполнять их совсем".
Сценическая судьба опер Верди была различной. Среди них были такие, которые шли во всех без исключения городах Италии, и такие, которые не оценивались должным образом его современниками. Композитор не придавал этому большого значения, он говорил: ".Успехи никогда не кружили мне голову, а провалы никогда не приводили меня в отчаяние".

Верди не относил себя к каким бы то ни было творческим направлениям, школам, не выступал с декларацией своих творческих принципов. Музыка Верди, а также переписка с друзьями, либреттистами, исполнителями — единственный, а вместе с тем и исчерпывающий источник наших знаний о творческом кредо композитора.
Верди ценил в искусстве искренность, простоту, вдохновенность. "Мне нравится в искусстве все, что прекрасно", - говорил он.

Композитор Верди
Дж. Верди

Вершиной творческих устремлений композитора стала психологическая музыкальная драма. Наилучшие среди двадцати шести опер Верди написаны в этом жанре.
Начало творческого пути композитора сложилось счастливо. Верди стал знаменитым, будучи еще совсем молодым. Героические оперы 40-х годов ("Набукко", 1841; "Ломбардцы", 1844; "Эрнани", 1844; "Битва при Леньяно", 1849) были откликом на бурный рост национального самосознания Италии и получили всенародную известность.

В 1853 году композитор пишет: "Я нахожу, что наша опера страдает от слишком большого однообразия; поэтому я бы теперь уклонился бы от того, чтобы писать музыку на сюжеты, подобные "Набукко", "Фоскари" и т. д. В них натянута как бы одна струна, возвышенная, если хотите, но все же одна и та же". Отныне Верди обращается к сюжетам, насыщенным драматизмом, сложными психологическими ситуациями. Его привлекают драмы Шиллера, Гюго, любимого им Шекспира. В операх композитора находят отражение судьбы простых людей - нищей цыганки, придворного шута, отвергнутой обществом женщины.
Самые значительные оперы Верди 50-х годов - "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853). К этому времени известность композитора выходит за пределы Италии, его оперы идут во всех крупнейших европейских театрах, он получает заказы парижской "Гранд-Опера", петербургского Мариинского театра, египетского правительства. Одна за другой из-под пера композитора выходят оперы, каждая из которых становится значительным музыкальным событием европейских столиц и важным шагом в творческой эволюции композитора.

Самыми совершенными созданиями Верди являются "Аида" (1871) и "Отелло" (1881). Именно в них с большей последовательностью и мастерством воплотились творческие идеалы композитора. "Отелло" до сегодняшнего дня является непревзойденной интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре. Последняя опера Верди "Фальстаф" (1892), написанная в жанре комической оперы, удивляет своей жизнерадостностью, приоткрывает новые сферы творческого поиска уже немолодого композитора.
Верди был подлинным патриотом своей страны, и судьба его произведений неотделима от бурных событий
Италии середины XIX века. Пример этого - героические оперы 40-х годов, "Реквием", написанный на смерть известного писателя А. Мандзони. Вдали от родины Верди тосковал, наиболее остро ощущая в такие минуты неразрывную духовную связь с искусством своего народа.

Вся жизнь композитора была освещена глубокой убежденностью в правильности выбранного пути. Он говорил: "В том, что касается искусства, у меня свои мысли, свои убеждения, очень ясные, очень точные, от которых я не могу, да и не должен отказываться".
Личность этого композитора излучает не иссякающее с годами обаяние. Интерес к страстному и правдивому его творчеству также не ослабевает. Для новых поколений почитателей искусство Верди неизменно остается эталоном, гармонично сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство.
А. Посошенко