Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ОКТЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

24 октября
75 лет со дня рождения
Тито ГОББИ (1913 - 1985)

 

 

С именем Тито Гобби - выдающегося певца современности - связано немало ярких страниц в истории музыкальной культуры Италии.

Тито Гобби родился в Бассано дель Граппа (провинция Виченца на севере Италии). В юности музыка довольно мало занимала будущего певца. По окончании школы он поступает в Па-дуанский университет, готовя себя к карьере юриста. Однако с развитием сильного звучного голоса Гобби всерьез задумывается о музыкальном образовании. Оставив юриспруденцию, он начинает заниматься у известного оперного педагога Джули Крими, а в 1937 году дебютирует в театре "Адриано" в партии Жермона ("Травиата"). Музыкальная одаренность молодого певца была отмечена римской театральной прессой.
Одержав победу на Международном конкурсе вокалистов в Вене (1938), Гобби становится стипендиатом школы при миланском театре "Ла Скала". В течение десятилетий звучал со сцены прославленного театра голос певца и всегда с неизменным успехом. Его первые выступления в "Ла Скала" в операх "Федора" У. Джордано, "Любовный напиток" Г. Доницетти, "Фальстаф" Дж. Верди заставили говорить о Гобби как о выдающемся явлении в итальянском вокальном искусстве. Получая ангажементы в различных театрах Италии, Гобби много гастролирует по стране, делает первые граммофонные записи, снимается в кино.
В 1947 году певец возвращается в восстановленный после войны "Ла Скала", успешно открывая сезон партией Мефистофеля в сценической редакции "Осуждения Фауста" Г. Берлиоза. К этому времени относятся и многочисленные зарубежные гастрольные поездки, упрочившие славу Гобби. В 1947. году ему с восторгом аплодируют Стокгольм и Лондон. В 1950 году он в составе оперной труппы "Ла Скала" вновь приезжает в Лондон и выступает на сцене "Ковент-Гардена" в операх "Любовный напиток", а также "Фальстаф", "Отелло", "Сицилийская вечерня" Дж, Верди. За исполнение ведущих партий в трех вердиевских операх Тито Гобби был удостоен специального приза, как один из самых блестящих баритонов, выступавших в ту пору в "Ковент-Гардене". К числу больших творческих удач певца принадлежит и партия Воццека в одноименной опере А. Берга (постановка 1952 года на сцене "Ла Скала").
Середина 50-х годов - период наивысшего творческого подъема в искусстве Гобби. Крупнейшие оперные театры Европы и Америки предлагают ему свои ангажементы. Искусству певца рукоплещут Стокгольм и Сан-Франциско, Лиссабон и Чикаго, Зальцбург и Нью-Йорк. На Зальцбургском фестивале Тито Гобби был единодушно признан непревзойденным Дон Жуаном в одноименной опере Моцарта. Большой успех имела римская постановка "Дона Карлоса" Верди, в которой наиболее восторженные отзывы критики заслужил Тито Гобби, исполнявший партию Ро дриго.

Диапазон творческих интересов певца поистине безграничен. В его репертуаре свыше ста разнообразнейших партий всех эпох и стилей. "Ему подвластен весь эмоционально-психологический спектр мирового оперного репертуара", - отмечала критика. Особым драматизмом отличалось его исполнение ведущих партий в вердиевских операх, ~ кроме упомянутых это Макбет, Симон Бокканегра, Ренато, Риголетто, Жер-мон, Амонасро. Близки певцу сложные реалистические и брутальные образы пуччиниевских опер: Джанни Скикки, Скарпья, персонажи веристских опер Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Ф. Чилеа, искрометный юмор россиниевского Фигаро и благородная значительность "Вильгельма Телля".
Тито Гобби - превосходный ансамб-лист. Принимая участие в крупнейших оперных постановках века, он неоднократно выступал вместе с такими выдающимися исполнителями современности, как Мария Каллас, Мари о дель Монако, Элизабет Шварцкопф, дирижерами А. Тосканини, В. Фуртвенглером, Г. Ка-раяном. Превосходное знание оперных партий, умение хорошо распределять динамику и чутко слышать партнера позволяли ему достигать редкого единства в ансамблевом пении. С Марией Каллас певец дважды записал на пластинки "Тоску", с Марио дель Монако -"Отелло". Он принимал участие в многочисленных теле- и кинооперах, экранизациях биографий выдающихся композиторов. Записи Тито Гобби, так же как и фильмы с его участием, пользуются громадным успехом у любителей вокального искусства. На пластинках певец предстает и в концертном амплуа, позволяющем судить о широте его музыкальных интересов. В камерном репертуаре Гобби большое место отведено музыке старых мастеров XVH —
XVIII веков Дж. Кариссими, Дж. Каччини, А. Страделлы, Дж. Перголези. Охотно и много он записывает неаполитанские песни.

В начале 60-х годов артист, продолжая активную концертную деятельность, обращается к режиссуре. Театр по-прежнему в центре его творческих интересов. Много наблюдая театральную жизнь, размышляя над судьбами итальянской оперы, встречаясь с видными музыкальными деятелями, Гобби накопил интересный документальный материал, который вошел в книгу его мемуаров. В них автор делится своими мыслями певца. Мемуары Гобби вводят читателя в богатую событиями художественную жизнь большого артиста.
Не ослабевала его творческая активность и в последние годы. Записанная на пластинку партия Джанни Скикки в одноименной опере Пуччини - яркое тому подтверждение. В 1970 году Гобби вместе с М. Каллас посетил Советский Союз в качестве гостя IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Л. Ландман