Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

СЕНТЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

28 сентября 50 лет со дня рождения
Виктора ХАРЫ (1938 - 1973)

 

Имя Виктора Хары стало символом художника-бойца, для которого жизнь в искусстве была непрерывной борьбой за светлое будущее чилийского народа. Его творчество чрезвычайно многогранно. Он был поэтом и певцом, композитором и талантливым театральным режиссером. Он собирал, изучал и пропагандировал чилийские народные песни и музыкальный фольклор народов Латинской Америки. И во всех областях своей деятельности Хара был и остается частицей чилийской революции, ибо революция и песня составляли для него одно понятие.

Хара родился на юге Чили в семье крестьянина. Первые музыкальные впечатления он получил в семье. Мать Виктора была хорошей певицей. Она часто выступала на сельских праздниках с исполнением народных песен. Будущий поэт и музыкант считал, что многим обязан своей матери, привившей ему любовь к музыке.
В пятнадцать лет Виктор попадает в Сантьяго. Начались годы учения. Здесь впервые Виктор пробует себя в пении.
После службы в армии Хара решает целиком посвятить себя искусству. В декабре 1961 года он успешно закончил режиссерский факультет Театральной школы и получил приглашение в Институт театра при Чилийском университете.
Театральная деятельность Хары стала явлением в художественной жизни Чили. Он ставил пьесы Брехта, современных английских и американских авторов, новые работы чилийских драматургов. Театральным работам Хары - режиссера-новатора - были присущи высокое мастерство, смелое обращение к современной социальной проблематике, осмысление чилийской действительности.

Другое направление творческой деятельности Виктора Хары - композиторское и исполнительское, а также приобщение к работе с народной музыкой - во многом определилось встречей с выдающейся чилийской певицей и собирательницей фольклора Виолеттой Парра, которую по праву считают родоначальницей прогрессивного музыкального движения Чили "Новая песня". Это песенное движение, получившее организационное оформление и поддержку со стороны Коммунистической партии, целиком поставило себя на службу революции. Главное содержание работы "Новой песни" заключалось в противостоянии буржуазному обществу, разъединяющему людей, навязывающему простому трудовому народу Чили, молодежи чуждые их национальной традиции и культуре вкусы. Для Хары цели и задачи этого движения отвечали его пониманию о назначении народного музыканта, - вышедшего из народа и творящего для него и вместе с ним. Отвечали его чувству большой ответственности за судьбы культуры Чили. Поэтому Виктор становится самым активным участником "Новой песни". "Я пою для тех, кто влачит горестную и трудную жизнь. Я пою тем, кто обманут. Всем тем, кто вместе зовется народом, с широтой, что скрывается за этим словом!" - так позже скажет о себе певец.

"Новая песня" вызвала к жизни множество групп, ансамблей, желающих с помощью музыки выразить свои мысли о происходящем в стране. Среди них получившие большую известность в Чили и за рубежом фольклорные ан-самли "Килапаюн" и "Кункумен". Творческая судьба этих коллективов была тесно связана с деятельностью Хары. С его приходом в качестве художественного руководителя в ансамбль "Килапаюн" этот музыкальный коллектив приобрел свой стиль, свое творческое лицо. Для репертуара ансамбля стали характерны песни-призывы, песни-плакаты. Режиссерский талант музыканта помог участникам "Килапаюна" глубже проникнуть в образ исполняемых ими песен.

Будучи солистом фольклорной группы "Кункумен", Виктор наряду с политическими песнями постоянно включал в свой репертуар чилийские народные песни, песни других стран Латинской Америки. Одной из важных и интересных работ певца по пропаганде музыкального фольклора своей страны была запись (совместно с другими участниками этой группы) альбома народных песен - "Музыкальная география Чили".
Виктор Хара был человеком редкой целеустремленности и работоспособности. Кипучая творческая натура художника не позволяла ему замкнуться в каком-нибудь одном направлении деятельности. Он выступал на улицах, записывался на телевидении и на студии грамзаписи, совершал гастрольные поездки по Чили, странам Латинской Америки и Европы. В 1961 году вместе с ансамблем "Кункумен" Хара посетил Советский Союз.
И повсюду непременной спутницей певца была гитара - его любимый инструмент. Выразительность и демократизм гитары давали музыканту широкие возможности для непосредственного контакта с аудиторией. Где бы ни выступал Виктор - на митинге, на фабрике, перед студентами или крестьянами, он умел собрать внимание тысячи людей, захватывал сердца слушателей своей песней - призывом к борьбе, песней-надеждой, песней-улыбкой.

Песни Хары очень разнообразны по музыкальному и поэтическому воплощению. Боль и гнев выражает музыка знаменитой "Песни шахтера", написанной под огромным впечатлением, которое произвели на композитора ужасающая нищета и нечеловеческие условия труда рабочих угольных шахт. В мелодии "Я еду в Кочабамбу" слышится влияние и чилийского, и боливийского, и кубинского фольклора. Лирическая по форме "Я помню тебя, Аманда" по своей силе не уступает песне-обвинению "Вопросы о Пуэрто-Монтте". Глубоко национальные по своей музыкальной ткани, впитавшие мелодии и ритмы чилийского и латиноамериканского фольклора, песни , Хары обогатили музыкальное содержание чилийской политической песни.

Приход к власти в сентябре 1970 года правительства Народного единства во главе с Сальвадором Альенде определил новые формы борьбы молодых прогрессивных деятелей культуры Чили. В их первых рядах - музыкант-революционер Виктор Хара. Он создает новые песни, рассказывающие о насущных проблемах революции, песни остросатирические - о саботаже реакционеров.
Вместе с преподавателями и студентами Государственного технического университета Хара принимает активное участие в обширной культурной программе по ликвидации неграмотности. Чтобы разоблачать клевету врагов чилийской революции, обрушенную на народ Чили, на деятелей Народного единства, Виктор вместе с участниками "Новой песни" в ноябре 1971 года отправляется в длительную концертную поездку по Латинской Америке. Он пел и каждую свою песню предварял рассказом о новой действительности Чили. "Мы, певцы революции, - говорил Хара, - несем коллективную ответственность перед своей страной, выступая за ее пределами."

До последнего дня своей недолгой жизни певец-солдат Виктор Хара слагал стихи и музыку. Его последним произведением была песня, мелодию которой так уже никто и не узнает. Но текст удалось спасти, друзья назвали эту последнюю песню Виктора "Стадион Чили".

Хара героически погиб, зверски замученный хунтой. Но песни его продолжают жить. Записанный на грампластинках голос певца и патриота звучит по всей планете, призывая к бдительности, к борьбе, укрепляя мужество, вселяя надежду на победу.
В. Николаева