Музыкальныя литература, книги, биографии, ноты
М. Ганина
Александр Константинович Глазунов
Жизнь и творчество
"Государственное музыкальное издательство", 1961г.
(pdf 25.4 Мб)
Содержание:
ОТ АВТОРА
Крупнейший русский композитор Александр Константинович Глазунов сыграл
большую роль в развитии отечественной музыкальной культуры. В его многогранной
деятельности воплотились прогрессивные традиции русского демократического
искусства.
Творческое наследие Глазунова — золотой фонд мировой классики. Его музыка
проникнута пафосом жизнеутверждения, оптимизмом и задушевной лирикой.
Композиторское мастерство Глазунова служит ценным примером для советских
композиторов.
Деятельность Глазунова в области музыкального образования, длившаяся более
четверти века, была в высшей -степени плодотворной и явилась значительным
вкладом в русскую культуру. Целое поколение советских музыкантов воспитывалось
в творческом общении с ним.
Глубоко патриотический характер носила и дирижерская деятельность Глазунова.
Он способствовал распространению славы русской музыки далеко за пределами
родины. Почетный член многих международных музыкальных обществ, доктор
музыки Оксфордского и Кембриджского университетов, прославленный музыкант
с мировым именем, Глазунов содействовал укреплению культурных связей России
с другими странами.
Общественно-музыкальные заслуги Глазунова получили широкое признание в различных кругах как дореволюционного, так и советского общества. С его именем тесно связаны первые годы строительства советской музыкальной культуры. Одним из первых музыкантов он получил высокое звание народного артиста Республики.
Жизнь и творчество Глазунова мало исследованы и изучены. Настоящая монография
представляет собой одну из первых попыток восполнить этот пробел. Она
построена хронологически. Процесс формирования творческого облика композитора
рассматривается в едином комплексе его жизни, творчества, - педагогической,
дирижерской, общественной работы. В анализах музыкальных произведений
автор стремился проследить творческую эволюцию, становление музыкального
стиля композитора.
Некоторые значительные проблемы жизни и творчества Глазунова в данной
работе, в сущности, только поставлены. Особого рассмотрения заслуживают
вопросы о связях музыки Глазунова с творчеством других композиторов, о
своеобразии его музыкального стиля, о его творческой судьбе, эволюции
и педагогической работе. Эти сложные и во многом неясные проблемы предстоит
разрешить общими усилиями советских музыковедов.
Созданию монографии предшествовало изучение многочисленных материалов,
писем, статей композитора, хранящихся в государственных и частных архивах.
Опубликованные автором настоящей книги в специальном сборнике, они помогли
составить общее представление о жизни и деятельности Глазунова, начиная
с детских лет и кончая последними годами за границей, о взаимоотношениях
композитора с современниками. Многие сведения почерпнуты из материалов
прессы конца XIX и начала XX веков.
Музыкальное наследие Глазунова изучалось как по изданным, так и по хранящимся
в архивах произведениям (с предварительными эскизами и незаконченными
вариантами). Хронологический перечень, снабженный фактическими сведениями,
охватывает все жанры обширного творчества композитора.
Значительную помощь в работе оказали также беседы и переписка с лицами,
знавшими Глазунова и общавшимися с ним. Автор приносит глубокую благодарность
всем, кто поделился своими воспоминаниями, сведениями, материалами о Глазунове:
О. Н. Глазуновой, Е. М. Глазуновой-Гюнтер, Пабло Казальсу, С. А. Дианину,
О. И. Гнезе, А. В. Оссовскому, С. О. Давыдовой, М. И. Бриан, А. Я. и А.
М. Штример, М. Н. Бариновой, С. М. Черновой, Я.Я. Витолиню, а также педагогам,
связанным с ним по работе в Ленинградской консерватории, где светлая память
о нем живет по сей день.
Автор приносит также благодарность научным сотрудникам архивов, музеев,
рукописных отделов, оказавшим содействие в его работе, а также И. Н. Алексеевой,
С. М. Вильскер, Т. П. Дмитриевой, Н. В. Молоковой, Е. А. Радзиевской за
помощь в разработке архивных материалов, списка нотографии и библиографии.