Автор книги, И. М. Гегузин, знакомит читателя с биографией выдающегося
собирателя и исследователя донских казачьих народных песен Александра
Михайловича Листопадова.
В исследовании описаны неустанные поиски и плодотворная работа более
чем полувековой деятельности этого талантливого музыканта и крупного
ученого-новатора, неутомимого пропагандиста русского многоголосного
пения, ставшего крупнейшим знатоком народной поэзии Дона, внесшего неоценимый
вклад в советскую культуру.
И. Гегузин
Влюбленный в песню
Очерк
О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОБИРАТЕЛЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ДОНСКИХ КАЗАЧЬИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
А.М. ЛИСТОПАДОВА
"Ростовское книжное издательство", 1974г.
(pdf 19.8 Мб)
содержание:
К ЧИТАТЕЛЮ
Когда говорят о большом или великом произведении
искусства, музыкального или литературного, обязательно отмечают тесную
связь этого произведения с народным творчеством.
Не будем перечислять классиков, которые много раз высказывали эту мысль.
Эта же мысль не так уж давно была высказана А. И. Хачатуряном в такой
форме: вне связи с народным творчеством не может быть великого музыкального
и литературного искусства. Эту же истину он, А. Хачатурян, обосновал в
своих удивительно глубоких и удивительно мелодичных произведениях. И мы,
слушатели его произведений, понимаем, что именно этими свойствами они
нашли кратчайший путь к нашему уму и сердцу.
В современной советской литературе нет другого произведения, которое по силе связи его с народным творчеством могло бы сравниться с «Тихим Доном» М. Шолохова. И в самом деле, в своем романе он с какой-то чисто богатырской силой и отвагой черпал из сокровищницы чудесных донских песен и разбрасывал их по страницам своего романа, и они начинали звучать в нем с какой-то новой, неслыханной силой. Прислушиваясь к песням, звучащим в романе, где они опосредствованы живыми образами, волнуешься высоким человеческим волнением!. И как же не вспомнить при этом о том. человеке, кто намного раньше накопил эти песни и сделал их нашим наследством?!. Этим человеком был Александр Михайлович Листопадов — композитор-фольклорист, собиратель, исследователь и классификатор донской песни. Уроженец Дона, он был связан чуть ли не с самого раннего детства с песенной культурой станиц и хуторов. Он великолепно знал среду, быт людей, которые хранили в себе и пели эти песни. В Листопадове жили вместе и талант музыканта и талант этнографа и служили одной благородной цели — собрать самые лучшие песни и в музыкальном, и в поэтическом, и в историко-познавательном смысле.
Пятьдесят лет жизни Листопадов отдал своему любимому делу. Не буду говорить о том, что и как он сделал за эти годы: разговору об этом посвящена предлагаемая читателю книга И. М. Гегузина, которую он назвал «Влюбленный в песню». Книга написана с большим уважением к тому большому, что сделал и оставил нам в наследство Листопадов, и с неменьшим уважением к его человеческому облику — труженика, достойного преклонения за усердие и целеустремленность, с какой он искал песенной истины, так нужной и для науки и для искусства.
И. М. Гегузин с настойчивостью, заслуживающей похвалы, находил документальные
источники, проливающие свет на те трудности, которые в дореволюционное
время Листопадову приходилось преодолевать на каждом шагу своей музыкально-этнографической
деятельности. Унизительной была затяжная переписка с областным статистическим
управлением то по согласованию задач большой и первой фольклорной командировки,
то многократные просьбы Листопадова выслать деньги на рас-
ходы по командировке. Высылка денег задерживалась чиновными волокитчиками.
Листопадов и его товарищ по фольклорной командировке оказывались на грани
голодного существования.
И. М. Гегузин приводит страницы из воспоминаний С. Я. Арефина, литератора
и фольклориста, который был командирован вместе с Листопадовым по станицам
и хуторам для записи устного народного творчества. О людях, с которыми
Арефину пришлось встречаться, он пишет с большой художественной силой.
Казаки и казачки того далекого времени в его воспоминаниях неповторимо
своеобразны, стоят, как живые, перед глазами читателя, и каждое скупое
их слово достойно названия «народного» и за каждым таким словом — точное
раскрытие психологии людей, о которых идет речь. Приведенные И. Гегузиным
отрывки из воспоминаний Арефина воскрешают донскую старину ярко и талантливо.
И. Гегузин в своей книге уделил большое внимание содержанию листопадовского
пятитомника. Вел он свой рассказ о песнях в той последовательности, в
какой их расположил сам Листопадов.
Написав эту книгу, И. Гегузин сделал хорошее и очень нужное дело. Своей
книгой он привлек очередной раз внимание к бесценному наследству Листопадова
и напомнил прежде всего музыкантам и писателям, что перед ними стояла
и стоит задача глубокого использования фольклорного богатства Дона.
М. Никулин