Плавно течет казачья река Дон. Тихий Дон. Дон Иваныч.
Шелестят под ветром вековые вербы.
Бестолково гомонят птицы в утреннем лесу.
Сверкают перламутром в тихой заводи водяные лилий.
Переливается разнотравьем степная ширь донская, освещенная ярким солнцем.
А небо — синее-синее. Проплыло облачко. И снова синева заполонила весь небосвод.
А под ним расстилается пышный ковер, расцвеченный всеми цветами радуги.
Чуть колышутся красные и желтые тюльпаны. Горят кумачом маки. А вот и васильки,
и ромашки. Залюбуешься, не оторвешься от этакой красотищи.
От края до края, насколько хватает глаз, волнуется степь ковыльная. Парит
в вышине орел. Вот и могильный курган, затерявшийся в этом безбрежном серебристом
море. И еще курган. Много их разбросано временем на родной, немало повидавшей
на своем веку донской земле. И скифская каменная баба тоже давно уже вписалась
в степной пейзаж.
А величавая река все катит свои воды. Тянут на зорьке сети рыбаки. Проплывают
баржи, до краев груженные сочными арбузами, духовитыми медвяными дынями.
Привольно раскинулись по берегам реки станицы и хутора, утопающие в садах
и виноградниках. Вот они, дары земли донской.
И несется над донскими просторами песня «Ой да ты, кормилец наш, славный
тихий Дон». Широкая. Раздольная. Как эти степи и небо. Берущая за душу песня.
Песня. Народная казачья песня. Она пленяет своей эмоциональностью, задушевностью,
чарующей напевностью. В ней — и ярко выраженные боевые традиции донского
казачества, и мотивы самоотверженной борьбы за свободу, и поэзия неповторимой
донской природы.
Песня. Она сопутствует человеку всю жизнь, с самого раннего детства до глубокой
старости. В ней все — и радость, и печаль, и мечты. Она с нами во всех делах
наших, незаменимое украшение жизни, делающее ее ярче, богаче, наполненней.
Перелистайте «Тихий Дон», и вы увидите, как ярко, красочно, поэтично описывает
Шолохов вековечную дружбу казака с песней. Он не расставался с нею никогда
— ни в походе, ни в бою, ни в мирные дни. Вот отрывок из романа:
«Вдруг впереди, над притихшей степью, как птица, взлетел мужественный грубоватый
голос запевалы:
Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,
На славных степях на Саратовских.
И многие сотни голосов мощно подняли старинную казачью песню о Ермаке,
и выше всех всплеснулся изумительной силы и красоты тенор подголоска.
Покрывая стихающие басы, еще трепетал где-то в темноте звенящи, хватающий
за сердце тенор. Песенники. уехали далеко. а из темноты, издалека плыла,
ширилась просторная, как Дон в половодье, песня. Уж и песенников не стало
слышно, а подголосок звенел, падал и снова взлетал».
Шолохов охотно, с видимым наслаждением приводит в своей эпопее немало
песен. Сколько их, невесть кем сложенных, поются издревле, передаются
из поколения в поколение. Богат песнями донской край. Память народная
крепка. Но многие жемчужины устного поэтического творчества живут в народе
и сегодня потому, что в свое время были записаны. Взял на себя этот нелегкий,
но благородный труд человек, влюбленный в песню. Этим человеком был казак
станицы Краснодонецкой Александр Михайлович Листопадов.
Более полувека он отдал собиранию донских народных казачьих песен. Нелегок
был его путь. Но страстная любовь к родному народу, осознание важности
и значительности проводимой работы помогали ему преодолевать трудности,
делать все новые и новые записи, проникать в сокровищницу поэтического
творчества донских казаков.
Полюбил народную казачью песню Александр Михайлович Листопадов с самого
раннего детства. Ей он посвятил всю свою жизнь. Блистательно выполнить
свой «план жизни» ему помогло то немаловажное обстоятельство, что в нем
счастливо сочетались качества этнографа, фольклориста, музыканта, певца
и музыковеда. Напряженная, неутомимая работа, которой он отдавался со
всей страстью энтузиаста-подвижника, работа, которая не прекращалась ни
на один день, оказалась глубоко плодотворной. Заняв почетное место в плеяде
русских собирателей, хранителей и исследователей памятников народно -поэтического
творчества, он по праву считается крупнейшим знатоком и деятелем русской
музыкальной культуры, классиком советской фольклористики.