И. Гегузин - Влюбленный в песню

Ноты к народным песням



Ноты, сборники с песнями

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Плавно течет казачья река Дон. Тихий Дон. Дон Иваныч.
Шелестят под ветром вековые вербы.
Бестолково гомонят птицы в утреннем лесу.
Сверкают перламутром в тихой заводи водяные лилий.
Переливается разнотравьем степная ширь донская, освещенная ярким солнцем. А небо — синее-синее. Проплыло облачко. И снова синева заполонила весь небосвод. А под ним расстилается пышный ковер, расцвеченный всеми цветами радуги. Чуть колышутся красные и желтые тюльпаны. Горят кумачом маки. А вот и васильки, и ромашки. Залюбуешься, не оторвешься от этакой красотищи.
От края до края, насколько хватает глаз, волнуется степь ковыльная. Парит в вышине орел. Вот и могильный курган, затерявшийся в этом безбрежном серебристом море. И еще курган. Много их разбросано временем на родной, немало повидавшей на своем веку донской земле. И скифская каменная баба тоже давно уже вписалась в степной пейзаж.
А величавая река все катит свои воды. Тянут на зорьке сети рыбаки. Проплывают баржи, до краев груженные сочными арбузами, духовитыми медвяными дынями. Привольно раскинулись по берегам реки станицы и хутора, утопающие в садах и виноградниках. Вот они, дары земли донской.
И несется над донскими просторами песня «Ой да ты, кормилец наш, славный тихий Дон». Широкая. Раздольная. Как эти степи и небо. Берущая за душу песня.
Песня. Народная казачья песня. Она пленяет своей эмоциональностью, задушевностью, чарующей напевностью. В ней — и ярко выраженные боевые традиции донского казачества, и мотивы самоотверженной борьбы за свободу, и поэзия неповторимой донской природы.
Песня. Она сопутствует человеку всю жизнь, с самого раннего детства до глубокой старости. В ней все — и радость, и печаль, и мечты. Она с нами во всех делах наших, незаменимое украшение жизни, делающее ее ярче, богаче, наполненней.
Перелистайте «Тихий Дон», и вы увидите, как ярко, красочно, поэтично описывает Шолохов вековечную дружбу казака с песней. Он не расставался с нею никогда — ни в походе, ни в бою, ни в мирные дни. Вот отрывок из романа:
«Вдруг впереди, над притихшей степью, как птица, взлетел мужественный грубоватый голос запевалы:

Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,
На славных степях на Саратовских.

И многие сотни голосов мощно подняли старинную казачью песню о Ермаке, и выше всех всплеснулся изумительной силы и красоты тенор подголоска. Покрывая стихающие басы, еще трепетал где-то в темноте звенящи, хватающий за сердце тенор. Песенники. уехали далеко. а из темноты, издалека плыла, ширилась просторная, как Дон в половодье, песня. Уж и песенников не стало слышно, а подголосок звенел, падал и снова взлетал».
Шолохов охотно, с видимым наслаждением приводит в своей эпопее немало песен. Сколько их, невесть кем сложенных, поются издревле, передаются из поколения в поколение. Богат песнями донской край. Память народная крепка. Но многие жемчужины устного поэтического творчества живут в народе и сегодня потому, что в свое время были записаны. Взял на себя этот нелегкий, но благородный труд человек, влюбленный в песню. Этим человеком был казак станицы Краснодонецкой Александр Михайлович Листопадов.
Более полувека он отдал собиранию донских народных казачьих песен. Нелегок был его путь. Но страстная любовь к родному народу, осознание важности и значительности проводимой работы помогали ему преодолевать трудности, делать все новые и новые записи, проникать в сокровищницу поэтического творчества донских казаков.

Полюбил народную казачью песню Александр Михайлович Листопадов с самого раннего детства. Ей он посвятил всю свою жизнь. Блистательно выполнить свой «план жизни» ему помогло то немаловажное обстоятельство, что в нем счастливо сочетались качества этнографа, фольклориста, музыканта, певца и музыковеда. Напряженная, неутомимая работа, которой он отдавался со всей страстью энтузиаста-подвижника, работа, которая не прекращалась ни на один день, оказалась глубоко плодотворной. Заняв почетное место в плеяде русских собирателей, хранителей и исследователей памятников народно -поэтического творчества, он по праву считается крупнейшим знатоком и деятелем русской музыкальной культуры, классиком советской фольклористики.