По эпическому складу аналогичны былинам исторические песни. Однако в отличие от былин они ближе к действительным, реальным фактам, запечатлели различные исторические события, так или иначе влиявшие на судьбы народа. В донских исторических песнях находят поэтическое отражение как общественные события и деяния отдельных лиц, относящиеся к прошлому Русского государства в целом, так сказать, общерусские, так и собственно донские, связанные с богатейшей историей донского казачества. Хотя, как отмечал собиратель, произвести четкое и точное разграничение между ними довольно трудно, а порой и невозможно, тем не менее собственно донские исторические песни превалируют над общерусскими. Из записанных А. М. Листопадовым 159 исторических песен только 37 можно отнести к общерусским, в то время как донских насчитывается в три раза больше — 122. Рассмотрение этих песен показывает, что чем дальше в глубь истории, тем больше в них самостоятельности, тем меньше заимствований и переосмыслений, тем ярче проявление творческого начала казачества. Можно смело утверждать, что донское казачество не только не черпало для этих песен откуда-нибудь, а «наоборот, — как говорит собиратель, — само было живым источником для заимствований».
В записях А. М. Листопадова мы встречаемся с песнями о Ермаке Тимофеевиче,
Степане Разине, Петре Первом, Иване Краснощекове, который так же популярен
на Дону, как и атаман Платов, Суворове, Отечественной войне 1812 года
и др.
Песни о Степане Разине, вожде крестьянской революции, значительно расширили
наши представления о нем и его времени. Особый интерес представляет песня
«Ай. на речке было, братцы, на Камышинке», в которой ярко выражена горячая
любовь народа к Разину:
.Во кругу-то стоял, братцы, атаманушка,
Стоял Степан Тимофеевич;
Он к богатым во Круг никогда не хаживал.
Вот и дружбу с ними не важивал,
Офицерам-то он никогда не кланялси,
Сы купцами он не здравствалси,
А теперь с голытьбой вот он во Кругу стоит,
Братцы, с нами жа он речь говорит.
Антикрепостническая тенденция пронизывает песню «У нас, братцы, было на
Дону», где показано объединение Разиным голытьбы.
15 песен было записано А. М. Листопадовым о Петре Первом. В них рассказывается
о различных сторонах жизни этого государственного деятеля, причем в них
напрочь отсутствует какая-либо идеализация. Любовь же донского казака
к «воле вольной» выражена в исторической песне «Как у нас было, братцы,
на святой Руси». В ней на вопрос побежденного в честном поединке Петра
«.чем же тебе, чем, казак, пожаловать» донской казак режет правду-матку:
Ой, да вот не надобно мне чинов, золотой казны, Ты пожалуй меня, вот и
волей вольною.
Много песен создано о великом полководце А. В. Суворове. Известно, что
донские казаки* ревностно берегут память о любимом командире, которого
они называли отцом-батюшкою. Печалью проникнута песня «Ой, да, не вечерняя
эта звездочка», рассказывающая о ранении Суворова под Очаковом.
Талантливый полководец Иван Матвеевич Краснощеков, казачий атаман, был
прославлен как бесстрашный воин, отличившийся во многих походах и во время
войны Петра Первого с Персией и много позже, в борьбе со шведами. За преданность
и горячую любовь к родине, нежелание служить врагу, так рассказывает предание,
с него живьем содрали кожу.
Неувядаемой славой покрыли свои знамена казачьи полки во время Отечественной
войны 1812 года. Атаман Матвей Иванович Платов и руководимые им войска
наносили смертельные удары наполеоновской армии. Их боевые заслуги были
высоко оценены Кутузовым, который писал Платову: «Полет преследования
вашего ни с какой быстротой сравниться не может. Вечная слава неустрашимым
донцам».
Об этом очень живо и впечатляюще повествуется в ряде исторических песен,
собранных А, М. Листопадовым. В его собрании мы находим и песни о героях
Дона — атамане Игнате Некрасове, полковнике М. А. Родионове, об осаде
Севастополя, о казаках под Силистрией и др.
Мы вправе утверждать, что донские народные казачьи исторические песни
— это правдивые страницы истории Русского государства,.
переданные в незабываемых поэтических образах. Очень характерно высказывание
В. Г. Берлинского, высоко оценившего историческое и художественное значение
народных песен донских казаков: «Донские казачьи песни можно причислить
к числу исторических, и они в самом деле более заслуживают названия исторических,
чем, собственно, так называемые исторические русские народные песни. В
них весь 'быт и воя история этой военной общины, где русская удаль, отвага,
молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое и привольное. В них
и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».
Известно, что Пушкин в народной песне «искал прямой, резкой и правдивой
оценки исторических событий» и что самый образ Степана Разина великий
русский поэт смог уяснить прежде всего из народных песен, а Гоголь писал,
что «народная песня—'это народная история, живая, яркая, исполненная красок
истина, обнажающая всю жизнь народа».
Любопытен особый раздел исторических песен ««Казак и конь». Большое и
почетное место отводится в донских былинах и песнях боевому коню, верному
спутнику казака в его вечно тревожной, сопряженной с опасностями, многотрудной
жизни. Эта любовь к «душечке — добру коню», ставшая традиционной, нашла
свое отражение в ряде донских поговорок: «Казак без коня, что солдат без
ружья», «Без коня казак кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит»
и др.
Интересны отмеченные истинным поэтическим вдохновением эпические песни
о зверях и птицах. Они издавна пользовались особым уважением песенников.
Назовем некоторые из них: «Ой, да ну как по морю то было» («Орел и стадо
лебединое»), «Ой, да на ровной да на площади» («Спор сокола с конем»),
«Ой, да ввечеру, братцы». («Туры златорогие»), «Ой, да что не пыл очка»
(«Индрик-эверь и богатырь-охотник») и др.
Поэт и переводчик «Илиады» Гомера Н. И. Гнедич утверждает, что ни один
народ не упоминал в овоих произведениях различных птиц так любовно, как
русский народ. Он пишет: «Соловьи, гуси, утки, ласточки составляют действующие
лица наших песен, любимейшие срав-нения древнейших произведений поэзии,
начиная со «Слова о полку Игореве».
А. М. Листопадов сообщает, что казак-песенник станицы Екатерининской сказал
о песенниках соседней Белокалитвенской станицы: «Калитва-то! Лябедушку
как зачнет играть, день и ночь слухал бы да слухал! Люба, дюжа хороша!»
Песни о зверях и птицах отличаются композиционной стройностью и законченностью,
музыкальностью, теплотой и лиричностью.