И. Гегузин - Влюбленный в песню

Ноты к народным песням



Ноты, сборники с песнями

 

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

 

 

По эпическому складу аналогичны былинам исторические песни. Однако в отличие от былин они ближе к действительным, реальным фактам, запечатлели различные исторические события, так или иначе влиявшие на судьбы народа. В донских исторических песнях находят поэтическое отражение как общественные события и деяния отдельных лиц, относящиеся к прошлому Русского государства в целом, так сказать, общерусские, так и собственно донские, связанные с богатейшей историей донского казачества. Хотя, как отмечал собиратель, произвести четкое и точное разграничение между ними довольно трудно, а порой и невозможно, тем не менее собственно донские исторические песни превалируют над общерусскими. Из записанных А. М. Листопадовым 159 исторических песен только 37 можно отнести к общерусским, в то время как донских насчитывается в три раза больше — 122. Рассмотрение этих песен показывает, что чем дальше в глубь истории, тем больше в них самостоятельности, тем меньше заимствований и переосмыслений, тем ярче проявление творческого начала казачества. Можно смело утверждать, что донское казачество не только не черпало для этих песен откуда-нибудь, а «наоборот, — как говорит собиратель, — само было живым источником для заимствований».

В записях А. М. Листопадова мы встречаемся с песнями о Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, Иване Краснощекове, который так же популярен на Дону, как и атаман Платов, Суворове, Отечественной войне 1812 года и др.
Песни о Степане Разине, вожде крестьянской революции, значительно расширили наши представления о нем и его времени. Особый интерес представляет песня «Ай. на речке было, братцы, на Камышинке», в которой ярко выражена горячая любовь народа к Разину:
.Во кругу-то стоял, братцы, атаманушка,
Стоял Степан Тимофеевич;
Он к богатым во Круг никогда не хаживал.
Вот и дружбу с ними не важивал,
Офицерам-то он никогда не кланялси,
Сы купцами он не здравствалси,
А теперь с голытьбой вот он во Кругу стоит,
Братцы, с нами жа он речь говорит.
Антикрепостническая тенденция пронизывает песню «У нас, братцы, было на Дону», где показано объединение Разиным голытьбы.
15 песен было записано А. М. Листопадовым о Петре Первом. В них рассказывается о различных сторонах жизни этого государственного деятеля, причем в них напрочь отсутствует какая-либо идеализация. Любовь же донского казака к «воле вольной» выражена в исторической песне «Как у нас было, братцы, на святой Руси». В ней на вопрос побежденного в честном поединке Петра «.чем же тебе, чем, казак, пожаловать» донской казак режет правду-матку:
Ой, да вот не надобно мне чинов, золотой казны, Ты пожалуй меня, вот и волей вольною.
Много песен создано о великом полководце А. В. Суворове. Известно, что донские казаки* ревностно берегут память о любимом командире, которого они называли отцом-батюшкою. Печалью проникнута песня «Ой, да, не вечерняя эта звездочка», рассказывающая о ранении Суворова под Очаковом.
Талантливый полководец Иван Матвеевич Краснощеков, казачий атаман, был прославлен как бесстрашный воин, отличившийся во многих походах и во время войны Петра Первого с Персией и много позже, в борьбе со шведами. За преданность и горячую любовь к родине, нежелание служить врагу, так рассказывает предание, с него живьем содрали кожу.

Неувядаемой славой покрыли свои знамена казачьи полки во время Отечественной войны 1812 года. Атаман Матвей Иванович Платов и руководимые им войска наносили смертельные удары наполеоновской армии. Их боевые заслуги были высоко оценены Кутузовым, который писал Платову: «Полет преследования вашего ни с какой быстротой сравниться не может. Вечная слава неустрашимым донцам».
Об этом очень живо и впечатляюще повествуется в ряде исторических песен, собранных А, М. Листопадовым. В его собрании мы находим и песни о героях Дона — атамане Игнате Некрасове, полковнике М. А. Родионове, об осаде Севастополя, о казаках под Силистрией и др.
Мы вправе утверждать, что донские народные казачьи исторические песни — это правдивые страницы истории Русского государства,.
переданные в незабываемых поэтических образах. Очень характерно высказывание В. Г. Берлинского, высоко оценившего историческое и художественное значение народных песен донских казаков: «Донские казачьи песни можно причислить к числу исторических, и они в самом деле более заслуживают названия исторических, чем, собственно, так называемые исторические русские народные песни. В них весь 'быт и воя история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».
Известно, что Пушкин в народной песне «искал прямой, резкой и правдивой оценки исторических событий» и что самый образ Степана Разина великий русский поэт смог уяснить прежде всего из народных песен, а Гоголь писал, что «народная песня—'это народная история, живая, яркая, исполненная красок истина, обнажающая всю жизнь народа».
Любопытен особый раздел исторических песен ««Казак и конь». Большое и почетное место отводится в донских былинах и песнях боевому коню, верному спутнику казака в его вечно тревожной, сопряженной с опасностями, многотрудной жизни. Эта любовь к «душечке — добру коню», ставшая традиционной, нашла свое отражение в ряде донских поговорок: «Казак без коня, что солдат без ружья», «Без коня казак кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит» и др.
Интересны отмеченные истинным поэтическим вдохновением эпические песни о зверях и птицах. Они издавна пользовались особым уважением песенников. Назовем некоторые из них: «Ой, да ну как по морю то было» («Орел и стадо лебединое»), «Ой, да на ровной да на площади» («Спор сокола с конем»), «Ой, да ввечеру, братцы». («Туры златорогие»), «Ой, да что не пыл очка» («Индрик-эверь и богатырь-охотник») и др.

Поэт и переводчик «Илиады» Гомера Н. И. Гнедич утверждает, что ни один народ не упоминал в овоих произведениях различных птиц так любовно, как русский народ. Он пишет: «Соловьи, гуси, утки, ласточки составляют действующие лица наших песен, любимейшие срав-нения древнейших произведений поэзии, начиная со «Слова о полку Игореве».
А. М. Листопадов сообщает, что казак-песенник станицы Екатерининской сказал о песенниках соседней Белокалитвенской станицы: «Калитва-то! Лябедушку как зачнет играть, день и ночь слухал бы да слухал! Люба, дюжа хороша!»
Песни о зверях и птицах отличаются композиционной стройностью и законченностью, музыкальностью, теплотой и лиричностью.