Песенное собрание А. М. Листопадова — это действительно живое искусство
донского казачества. Записанные им песни звучат в концертах, по радио и
телевидению. Они составляют основу репертуара Ансамбля песни и пляски донских
казаков, а украшением программы Краснознаменного ансамбля песни и пляски
Советской Армии имени А. В. Александрова вот уже многие годы является песня
«Эх, да ты, калинушка», записанная собирателем сначала на Дону, а затем
и от пензенских певцов.
Широко используется листопадовское песенное наследие многочисленными коллективами
художественной самодеятельности. Лучшие исполнительские коллективы хорошо
известны за пределами Дона.
Надо сказать, что почти во всех донских хуторах и станицах имеются народные
хоры, хоровые группы. По давней казачьей традиции существуют и семейные
хоры. Все они с любовью и особой бережливостью относятся к песням из листопадовского
собрания. Руководят этими коллективами настоящие энтузиасты, люди, знающие
толк в старинной казачьей песне, вдумчиво изучающие труды своего знатного
земляка.
Во всю ширь и в полный голос звучат записанные А. М. Листопадовым песни
на систематически проводимых Ростовским областным Домом народного творчества
праздниках донского фольклора. И в 1973 году в связи со столетием со дня
рождения Александра Михайловича Листопадова на Дону проходил праздник донского
фольклора, на котором состязались в искусстве исполнения
донских казачьих народных песен многие коллективы художественной самодеятельности.
Лучшие хоры и хоровые группы, а также отдельные песенники показали свое
мастерство на родине прославленного собирателя.
* * *
Изъездивший Дон «вдоль и поперек», хорошо знавший жизнь донского казачества
и его песенную культуру, А. М. Листопадов оставил нам в дар более 1200 записанных
им песен донских казаков. Но кроме донских казачьих песен, что является
несомненно главным и основным в творческой деятельности фольклориста, он
проявлял большой интерес и собирал песни народностей Советского Союза. Им
записаны народные песни русские (в Орловской, Пензенской, Московской и Саратовской
областях), украинские, татарские, калмыцкие, таджикские, узбекские, памирские,
иранские, уйгурские.
Он охотно шел на командировки и совершил пятнадцать выездов в разные районы
нашей страны. Таким образом, всего им записано 1800 народных песен различных
национальностей
СССР. С присущей ему скромностью он говорил: «Для почти пятидесятилетней
работы это, конечно, не много». Но если сопоставить только количество накопленных
им песенных материалов (не говоря о других сторонах его работы) с результатами
собирательской деятельности других фольклористов, то мы увидим, что собрание
А. М. Листопадова является уникальным, единственным в своем роде, дающим
колоссальный материал как в сюжетном, так и в жанровом отношении. Он, без
преувеличения, является почти исчерпывающим.
В лице Александра Михайловича Листопадова мы видим выдающеюся фольклориста
и талантливого музыканта, крупного ученого и оригинального исследователя-новатора,
неутомимого пропагандиста русского многоголосного пения. Любовь к своему
народу и его песням, стремление навсегда сохранить в первозданном виде художественные
поэтические создания донских казаков определили весь жизненный и творческий
путь этого энтузиаста. Более полувека напряженной работы А. М. Листопадова
были глубоко плодотворными для развития русской фольклористики.
Этого крупнейшего знатока и деятеля русской музыкальной культуры отличали
скромность и научная добросовестность, страстность и неиссякаемая энергия,
широта кругозора и разносторонность интересов. Записанное А. М. Листопадовым
песенное наследие донского казачества— неоценимый вклад в сокровищницу советской
культуры. А сам он — энтузиаст, подвижник — являет собой завидный пример
бескорыстного служения своему народу.