И. Гегузин - Влюбленный в песню

Ноты к народным песням



Ноты, сборники с песнями

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

 

 

Наступил знаменательный в истории нашей Родины 1905 год. Переломным он был и в личной судьбе А. М. Листопадова. Революционное движение, всколыхнувшее народные массы, охватило и студенчество. Хорошо знавший жизнь трудового народа, терпящего гнет и насилие царских опричников, А. М. Листопадов, естественно, не мог оставаться в стороне от бурно развивающихся событий. И он принял активное участие в деятельности студенческих кружков.
В 1905 году вышел в свет первый печатный труд собирателя «Донская казачья песня». Эта работа, носящая информационно-исследовательский характер, еще в рукописи 11 октября 1904 года была премирована Обществом естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете большой серебряной медалью «За изучение мелодий донских песен». Она не потеряла своего значения «и в наши дни, являясь пока единственным и крайне ценным пособием, дающим обильный материал для исследователей- специалистов.
Этот научно-теоретический очерк был затем, в 1906 году, под названием «Народная казачья песня на Дону» помещен в первом томе «Трудов музыкально-этнографической комиссии общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». К очерку в виде песенных иллюстраций было приложено 16 песен, отличительной чертой которых явилось полное сохранение народного говора, не исключая фонетических особенностей. Здесь же была напечатана карта Донской области с обозначением маршрута первой песенной экспедиции 1902—1903 годов.

И даже в 1905 году, напряженном, до отказа наполненном делами (ведь приходилось сочетать учебу в двух высших учебных заведениях с большой практической работой, как личной, так и общественной), собиратель вновь приезжает на Дон для проверки прежних записей и пополнения их новыми. Он побывал в станицах Екатерининской, Ермаковской, Усть-Белокалитвенюкой, Калитвенской, Усть-Быстрянской, Нижне-Кундрюченской, Верхне-Кундрюченской, Кумшацкой, Романовской, Есауловской, Кобылянской, Арженовской, Алексеевской, Старо-Григорьевской, Ново-Григорьевской и Пятиизбянской. В результате этой поездки была проделана огромная работа, которая после возвращения собирателя в Москву потребовала немалых усилий для приведения в порядок и классификации накопленного материала.
Закончить консерваторию и университет А. М. Листопадову не удалось, так как в 1907 году он был выслан царской охранкой за активное участие в революционном движении 1905 года из Москвы в город Саратов без права проживания на Дону.
В глухие и мрачные годы реакции А. М. Листопадов занимался педагогической практикой. Он преподавал пение и географию в женских саратовских гимназиях. Одновременно руководил хоровой секцией Саратовского народного университета.
Александр Михайлович прожил в Саратове 13 лет — с 1907 по 1920 год. Саратовский период его деятельности оставил заметный след в культурной жизни этого крупного волжского города. С 1915 года он работает преподавателем в Саратовской консерватории.
Великая Октябрьская социалистическая революция, знаменовавшая собой начало новой исторической эры, создала все условия для расцвета культуры и искусства, открыла широчайшие (возможности для развития народного творчества, его всесторонней пропаганды и глубокого научного изучения. С первых дней революции А. М. Листопадов отдает все свои силы, знания и опыт воспитанию новых кадров советских музыкантов, приобщению их к культурному наследию прошлого.
В 1918 году он становится членом Временного комитета по управлению Саратовской консерваторией, в следующие два года — руководителем театрального хора Отдела искусств, а затем заведующим музыкальной секцией Саратовского городского отдела народного образования и дирижером Государственного хора политотдела Саратовского губвоенкомата.
Профессор Ленишрадокой консерватории, доктор искусствоведения Анатолий Никодимович Дмитриев рассказал мне немало интересного о жизни А. М. Лаястопадова в то время. Приведу несколько фактов из его воспоминаний:
— Я хорошо помню этого скромного человека, большого труженика. В 1919 году я был студентам Саратовской консерватории. Александр Михайлович в это время преподавал в ней. Но особенно хорошо знал А. М. Листопадова мой отец, Никодим Михайлович Дмитриев. У них было много общих интересов.
Александр Михайлович был великолепным хоровиком. Преподавал хороведение, дирижирование, народное творчество, вел и теоретический курс.
Надо сказать, что в Саратовской консерватории были видные силы. Преподаватели — широко образованные люди. Ведь Саратов в то время был крупным музыкальным центром страны. Здесь, в консерватории, выступали с концертами Рахманинов, Сабинов, Ипполитов-Иванов, с которыми А. М. Листопадов, к слову сказать, был знаком.
Мой отец являлся председателем Волжского русского хорового общества, в которое входил и Александр Михайлович. Они оба руководили хорами в разных клубах. Хоры пели великолепно. Исполняли даже такие вещи, как «Сотворение мира» Гайдна, «Реквием» Моцарта. Приобщали к большой музыкальной культуре трудящихся. Их демократизм, неиссякаемая любовь к песне, умение работать, что называется, не покладая рук снискали им глубокое уважение у любителей хорового пения.

Хотя жизнь в Саратове была до краев наполнена работой и досуга почти не оставляла, А. М. Листопадов выкраивал время для занятий делом, которое стало главным делом, смыслом его существования. Он собирает русские и татарские народные песни. На саратовской пристани записывает трудовые припевки волжских грузчиков. Продолжает обработку своего собрания донских казачьих песен. Ведет оживленную переписку со своими учителями и коллегами по музыкально-этнографической комиссии. Участвует в «Школьном сборнике русских народных песен для среднего и старшего возраста», вышедшем в 1910 году, в котором было помещено 15 песен из его собрания в сплошной подтекстовке. Подготавливает к изданию новый труд, который должен был явиться первой частью крупной работы, состоящей из десяти выпусков.
В 1911 году этот труд вышел в свет. Он назывался «Песни донских казаков» и содержал 107 казачьих песен всех жанров, бытующих на Дону. За этот сборник А. М. Листопадову была присуждена золотая медаль, и он был удостоен премии «В память международных конгрессов по антропологии и доисторической археологии 1892 года», как сказано в официальном отношении Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, подписанном президентом Общества профессором Д. Анучиным и направленном А. М. Листопадову 23 октября 1912 года.
В этом же, 1911 году появляется в печати его статья о записи народных песен в 1904 году. Она была опубликована во втором томе «Трудов музыкально-этнографической комиссии» и называлась «Поездка в Донскую область для собирания казачьих и малорусских песен. Записи великорусских песен в Москве». В качестве приложения были помещены 13 донских казачьих песен, 9 украинских песен, 8 русских песен Орловской и Пензенской губерний.
Хочется здесь же отметить, что сборник Л. М. Листопадова 1911 года был высоко оценен крупнейшими специалистами-фольклористами. А в появившемся в том же году «Опыте руководства к изучению русской народной музыки» его автор, видный музыковед А. М. Маслов, прямо писал: «Очень много интересных данных, в особенности для изучения полифонии в русской песне, предоставляют труды одного из позднейших собирателей и исследователей — А. М. Листопадова. Его наблюдения над собранным им в Донской области песенным материалом показали, во-первых, что донская (казачья) песня есть одна из прямых отраслей великорусской народной песни, заключающая в себе некоторые особенности, обусловленные историческим укладом боевой жизни донских казаков. Во-вторых, что своим многоголосием своеобразно-контрапунктического характера казачья песня, существенно отличаясь от хоровых многоголосных произведений, построенных по законам западноевропейской музыкальной теории, в то же время отличается и от русских народных песен большинства существующих сборников, в которых, даже в первых лучших — Балакирева, Римского-Корсакова и др., русская народная песня представлена одноголосною. Многоголосие казачьей песни, вышедшее из былого общинного уклада жизни донских казаков с их одно-сумством, с их близким участием в интересах общественной жизни, с общинным землепользованием дает основание по аналогии предполагать такое же многоголосие и в песнях русского
Народа, из среды которого вышли и сами казаки. Прямым выводом отсюда для Листопадова было давно сложившееся убеждение в ошибочности взгляда наших первых исследователей во главе с А. Серовым на русскую народную песню, как на одноголосную».

В 1912 году появились в печати две работы А. М. Листопадова—«1812 год в народных песнях» и «Народные песни—донские казачьи, малорусские и великорусские» с приложением 30 песен, из которых 13 были казачьими.
Все эти годы А. М. Листопадов не расстается с мечтой вновь побывать и а Дону, продолжить свою работу, которую он считал далеко не завершенной. И только в 1911 году собиратель получил официальное разрешение посетить Дон. Он сразу же отправился в путь. Посетил станицы Усть-Белокалитвенскую, Екатерининскую, Ермаковскую, Марининскую и Койстантиновскую. Накопленный им опыт и солидная теоретическая подготовка давали себя знать. Собрание песен пополнялось. Заметно продвигалось и дело перезаписи.
В 1914 году он смог вновь приехать на Дон, где вел свои обследования в станицах Маныч-ской, Аксайской, Бессергеневской, Заплавской, Кривянской, Грушевской, Елизаветинской, Мелеховской. В следующем году он продолжил работу в этих станицах, но на этот раз посетил еще Романовскую, Кумшацкую, Цимлянскую и Новочеркасск.
Новые записи значительно увеличили накопленный им богатейший материал, хотя основная часть его была записана в период с 1898 по
1905 год, а последующие выезды, с 1905 по 1915' год, носили в основном повторно проверочный характер.