Р. Лейтес - Песни Грига

Э.Григ (ноты)



Ноты для голоса и фортепиано к песням Эдварда Грига

 

 

Глава пятая

НОВОЕ ВРЕМЯ —НОВЫЕ ПЕСНИ


1 2 3 4 5

 

 

Две последние песни опуса 49 — «Рождественский снег» и «Весенний дождь». Первая из них — краткая повесть о «зимнем пути» человека, о сумрачных днях, когда единственно светлое в жизни — воспоминание о прошлом. Одиночество и надвигающаяся старость ассоциируются с уныло однообразным зимним пейзажем. Полны сдержанной скорби «застывшие» звучания песни (унисоны, хоральные аккорды); сквозь суровое однообразие повествования прорывается смятенное волнение, на миг мелькает надежда. Но зимний холод вновь безжалостно сковывает природу, сковывает душу. Подобные образы не раз возникали в искусстве норвежских художников. «Снег заглушает и скрывает все. Никогда человек не чувствует себя таким одиноким, как в сильный снег», — пишет Бьернсон. В романе А. Хьеланна «Снег» скованная морозом природа символически выражает застылость норвежской общественной жизни. Подобные настроения выражают и зимние пейзажи норвежских живописцев; например, «Aus Reine in den Lofoten» О. Синдинга, где громады заснеженных гор «давят» на маленькую деревушку, небольшие избы которой утопают в бесконечных снегах; «Зима» Я. Глёрсена — на огромной снежной равнине одиноко затерялись лошадь с дровнями и человек; «Зима на реке Лизакер» Ф. Таулова — тоже далеко уходящая снежная равнина и одинокий домик на берегу реки.

Но Григ не любит унылых зимних картин и быстро от них отворачивается: в романсе «Весенний дождь» оживает григовская поэзия весны. Всю жизнь волновала композитора эта тема, и каждый раз находил он для нее новые, неповторимые краски. В «Весеннем дожде» — это импрессионистически тонкая звукопись в фортепианной партии: легко падающие, прозрачные, нежно-звонкие фигурки в верхнем регистре рождают представление 6 немолчно звенящих каплях дождя; их воздушно-трепетное звучание, с мягкой гармонией и зыбкими ритмами создает ощущение пленера.
Как замечает Ю. Кремлев, «вполне понять поэзию образа весеннего дождя у Грига можно, только помня привычную дождливость норвежской весны и норвежского лета». Интересно в этой связи описание запоздалой весны в новелле «Пасторский хутор» Хьеланна: «Понадобился дождь. И, — наконец, он пошел; сначала холодный, он мало-помалу становился теплее, а когда он перестал, солнце засветило по-настоящему». И в романсе «Весенний дождь», и в одной из лучших григовских пьес «Весной» из 43 опуса важную роль играет «капанье». На фоне музыкального пейзажа развертывается в романсе драма человеческой души: весенний дождь будит у героя воспоминание о другой, счастливой весне:

О дней былых виденья!
Я помню — вешних струй шумел каскад!
Я счастлив был, я песню петь был рад!

Теперь же прелесть весны рождает лишь воспоминания, и горькое чувство охватывает душу. На фоне обостренных гармоний, с печально нисходящей хроматической линией, в драматической декламации возникает психологически заостренный образ, контрастный пейзажу. Вновь всплывает мотив одиночества, сожалений о невозвратном прошлом. «Весенний дождь» по настроению и по хрупкому, утонченному колориту ближе «Последней весне» (Винье), чем весенним песням молодого Грига.

Grig -  piano sheets
Пейзаж Хардангера



Второй драхманбвскйй цикл одна йз вершин грй-говской лирики. В нем вновь утверждаются такие достижения композитора, как чутко реагирующая на текст декламация, яркая, выразительная фортепианная партия, с тонкой звукописью. Углубленность и острота переживаний, свойственная позднему Григу, здесь выступают гораздо более явственно, чем в цикле «По скалам». Там в центре образы простых девушек из народа, здесь — сложная психология интеллигента (кроме песен «Бродяга» и «Менестрель»). В этом цикле чувствуется дыхание нового времени, с его утонченным миром чувств и мыслей, новыми веяниями в искусстве (80-е годы — время расцветающего импрессионизма и символизма). С другой стороны, 49-й опус выделяет особая «концерт-ность», обычно не характерная для григовских песен: широкие композиции, виртуозное сопровождение, сложная, подчас с романтическим пафосом, декламация. Это идет, как и в крайних песнях опуса 44, от тонко почувствованного и переданного в музыке своеобразия романтической лирики Драхмана.
С первого взгляда в опусе 49 трудно найти единство. Но обе образные «сферы» цикла, при всей их несовместимости, отражают две стороны творчества одного поэта. И Григ это отметил, придав всем песням — как «внешне» театральным, так и глубоко психологическим — единый стилистический облик, что и объединяет песни этого опуса.

Между двумя циклами на стихи Драхмана Григ создал еще один песенный опус — 48-й, на текстынемецких поэтов. К этому сборнику тянется «нить» от юношеских песен Грига: после опусов второго и четвертого это первое обращение к немецкой поэзии за двадцать пять лет (1864—1889). Композитор выбрал стихи разных поэтов— Гете и Гейне, Улан да и Гейбеля. И любопытно: как в юношеских песнях, так и здесь, в зрелые годы, немецкая поэзия рождает у Грига музыкальные образы, близкие Шуману и Шуберту. Однако в них органично вплетаются и норвежские мотивы.

Романсы Грига - скачать
Э. Мунк. Последняя весна


Среди разнообразных по содержанию песен (светлая идиллия «Привет» и элегия «Розы», драматический монолог «Настанет время» и изящная песенка «Когда брожу в вечерний час») сверкает жемчужина — «Сон», на слова Боденштедта, — еще одна «песнь торжествующей любви». Сквозное развитие этой песни — от манящей мечты до безудержного ликования — чрезвычайно цельно и органично. Начало, как часто у Грига, — сдержанно (ремарка — «очень мягко»): тихое журчание сопровождения, мелодия певучая настолько, что даже терпкий интервал большой септимы звучит в ней как-то по-особому смягченно, с оттенком томления, легкие щебетания свирели, отвечающие голосу. Середина исподволь насыщается волнением: мелодия дробится на порывистые короткие фразы, в фортепиано появляются пульсирующие аккорды «гимнического» склада, и на фоне их—восторженные возгласы-секвенции, так характерные для Грига («цветы цвели, ручей журчал»). Реприза динамическая, с высокой и яркой кульминацией, и это еще более усиливает неуклонность и стремительность сквозного развития. Интересным приемом подчеркнут эмоциональный подъем: на всем протяжении романса постепенно ускоряется темпгот Andante начала через piu mosso и strin-gendo в середине и Agitato в репризе Григ приходит к Allegro, в котором стремительно проносятся торжествующие аккорды постлюдии. С какой неподдельной искренностью и молодым увлечением выразил композитор пьянящую страсть и кипение юной души! *. Словно перед нами Григ времен юности и пылких порывов, а не много переживший, тяжело больной автор трагической Баллады и ибсеновских монологов.

1 2 3 4 5