Р. Лейтес - Песни Грига

Э.Григ (ноты)



Ноты для голоса и фортепиано к песням Эдварда Грига

 

 

Глава пятая

НОВОЕ ВРЕМЯ —НОВЫЕ ПЕСНИ


1 2 3 4 5

 

 

В 80—90-х годах музыку Грига узнал и полюбил мир. Его награждают бурными овациями старинный Лейпциг — город Баха, Мендельсона, Шумана, и Вена, знававшая Моцарта, Бетховена, Шуберта, им вторят блестящий Париж и строгий Лондон, Стокгольм и Копенгаген, Будапешт и Варшава. Слава сопутствует Григу в Голландии и в Италии . Даже сам он — исключительно скромный — отмечает в письмах «пирамидальный успех», «гигантские аплодисменты и бесчисленные вызовы», о том же свидетельствуют отклики прессы всех стран. Его приветствуют как гениального композитора, как превосходного пианиста и дирижера. Его успехи по праву разделяет несравненная исполнительница его песен и верный друг Нина. Вот интересное свидетельство очевидца этих триумфов. Молодой тогда Бернард Шоу, бывший музыкальным критиком лондонской газеты «Стар», писал после концерта в Лондоне 20 марта 1889 года: «Концерт Грига, состоявшийся вчера днем в Сент-Джеймс-холле, — событие, о котором музыкальный мир Лондона будет вспоминать с большим удовольствием и удовлетворением. Норвежский композитор, как и его супруга, бесспорно, увезут с собой приятнейшие воспоминания о восторженном приеме, который им оказала весьма требовательная
аудитория Сент-Джеймс-холла». Далее следует ряд высказываний об исполнении Нины Григ:. «Миссис Григ спела «Рагну» и «Надежду», проникнутые теми задушевными мелодиями, которые прославили ее мужа. Чем чаще мы слушаем миссис Григ, тем больше убеждаемся, что никто другой не сумеет спеть эти песни с таким чувством и так продуманно.».
Грига избирают почетным членом музыкальные академии Парижа и Лейдена, Академия искусств в Берлине; Кембриджский и Оксфордский университеты удостаивают его звания почетного доктора. В Норвегии его чествуют как национального героя.

Люди самых различных вкусов, самых непохожих индивидуальностей склоняются перед его глубоко человечным искусством. Среди почитателей григовской музыки — Петр Ильич Чайковский. Композиторы познакомились в Лейпциге в 1888 году и за короткое время сблизились и подружились. Чайковский восхищался многими произведениями Грига, в том числе его песнями, которые слушал в Лейпциге в исполнении Нины Григ.

Он писал в те дни родным из Лейпцига: «Григ и его жена до того. симпатичны, интересны и оригинальны, что этого в письме не выскажешь. Я считаю Грига громадно талантливым». Позже в статье. «Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году» Чайковский подробно рассказал о встречах с Григом, описал его и Нину, дал очень точную оценку его творчества: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек повинующийся. напору живого искреннего художественного чувства». «Он глубоко человечен», — вот в чем видел Чайковский суть Грига-композитора.

Грига не ошеломили триумфы. Вдыхая курящийся ему фимиам в чужих городах, он ни на миг не забывал чистый воздух родных гор: «Я чувствую, что чем старше я становлюсь, тем больше люблю Норвегию», — признавался он. Скромнейший человек и горячий патриот относил все восторги публики не к себе, а к Родине: «Я в самом деле думаю, что симпатии англичан к моему искусству коренятся в симпатиях к Норвегии, иначе я не могу объяснить те овации, которыми меня наградили».
Патриотизм Грига — во всем: и в его неиссякаемой любви к родной природе, и в тесных связях его искусства с народным творчеством, и в уважении его к простым людям Норвегии, и в той боли, с которой он воспринимал поражения Норвегии на политической арене. Глубоко патриотично все его творчество: с любовью нарисованные музыкальные пейзажи и картины народной жизни, величавые героико-эпические образы прошлого («Улаф Трюгвассон», музыка к драме «Сигурд Юрсальфар») и отображение лучших черт национального характера в образе Сольвейг, в песне «Шлю я привет». Своеобразный гимн Отчизне — его «Песня о Родине» на слова Бьернсона; радость встречи с Родиной после разлуки воспевается в кантате «Возвращение на Родину».

Все аспекты григовского патриотизма нашли обобщенное выражение в его вокальном цикле на слова Й. Паульсена «Норвегия», написанном в 1893—1894 годах (опус 58). В пяти его песнях— и любование красой родного края, и острая тоска на чужбине (чувство, хорошо знакомое композитору), и радость возвращения, и «трогательное» признание в любви матери-родине, и эпический образ Норвегии, олицетворенной ее национальным героем скальдом Вергеланном, и горный пейзаж с бесхитростной пастушкой, одной из григовских «девушек с гор».
Вторая песня цикла — «К Норвегии» — полна строгого величия и в то же время проникнута сердечным чувством. Здесь вновь сконцентрированы многие неповторимо оригинальные черты «почерка» Грига: переклички-«зхо» голоса и фортепиано, интонация вводный тон — пятая ступень, которая, по словам Б. В. Асафьева, «всегда приятно волнует, как родной приветливый штрих в почерке дорогого человека», сочетание диатоники с хроматическими подголосками (в середине песни). Как бывает часто у Грига, — песня монотематична, вся развертывается из одного интонационного «зерна» — темы вступления. Эта песня стала в Норвегии народной.
В песне «Хенрик Вергеланн» эпический сказ пронизан народными элементами: переменный лад, плагальные кадансы, арфообразное сопровождение (старинные рыцарские песни-баллады распевались или декламировались под аккомпанемент арфы), чисто норвежское сочетание терпкости и певучести в мелодическом речитативе.

Интересна заключительная песня — «Вдали от родины», с ее столкновением двух резко контрастных образов. Первый (в партии фортепиано) — нервно-возбужденный, импульсивный: это настойчивое повторение одного мотива, в котором слышны «стоны» и «вскрики» (напоминает вступление к «Жалобе Ингрид» из «Пера Гюнта»), Он пронизывает как лейтмотив всю миниатюру, точнее, ее фортепианную партию (вступление, интерлюдии, постлюдия). Элегическая, скорбно-задумчивая тема разлуки (сама песня) — второй образ:

Скачать ноты для вокала

Контраст обоих образов подчеркнут сменой темпов , (Andante и Allegro), ритмическими и ладовыми различиями (вступление — беспокойные пунктирные ритмы, песня — ровна и спокойна, вступление — гармонический минор, в песне — натуральный и дорийский лады). Примечательна ладотональность песни — соль минор, тональность трех паульсеновских элегий Грига: это — «Осенью», опус 26, «Вдали от Родины» и первая песня следующего вокального цикла после «Норвегии» — «Элеппеского», опус 59, на стихи того же поэта (1893—1894).
Этот цикл — лирический дневник, подобный прелюдиям Шопена или вокальному циклу Шумана «Любовь поэта». Цикл выделяется в григовской вокальной лирике сосредоточенностью на внутренних переживаниях, отсутствием каких бы то ни было внешних образов. Это очень необычно для Грига.
Образный мир цикла — скорбные мысли об одиночестве, о невозвратимых утратах, «осенние думы надвигающейся старости» *. Элегии сугубо камерны. Они невелики но размерам, хрупки по звучанию, отличаются тончайшей разработкой психологически выразительных деталей.
Первая элегия «Когда я умру», как и «Осень», опус 26, связывает осенний пейзаж с увяданием, только там это увядание, любви, здесь — всей жизни.

Когда листва спадет с дерев устало
И закружится над землей холодной,
Померкнет солнца свет, и краски, звуки
Замрут вдали,— тогда и я уйду.

Я так люблю красы земной сиянье,
Что с ней не смог расстаться в майский день:
Тяжелым слишком было б расставанье
Среди весенних запахов и грез.

Нет, лишь тогда, когда уснет природа,
Хочу и я заснуть, как луг и лес.
Октябрьский ветер мне сыграет песню,
И лист опавший будет ложем мне.

Эта песня намечает многое характерное для всего цикла. Общее настроение — грустная примиренность, но есть здесь тонкие нюансы, придающие миниатюре тревожный, драматический оттенок. Своеобразна композиция песни. В трехчастной форме крайние части состоят из двух контрастных разделов: песенного и декламационного. В песенном при относительно простой и спокойной мелодии и гармонии есть скрытое беспокойство; оно внесено «ритмическим конфликтом» между вокальной и фортепианной партиями: фортепиано дублирует звуки вокальной мелодии, ритмически запаздывая (на шестнадцатую долю).

Это «мерцание» и придает звучанию тревожный отсвет:

Вокал - ноты

Во втором эпизоде драматизм получает более открытое выражение — в декламационной вокальной партии (подчеркнутые интонации тритона, опора на альтерированные, резко неустойчивые звуки) и в усложненной гармонии:

Пример нот песен Грига

Середина песни «Когда я умру» строится на развитии первого, песенного раздела. Сочетание внутреннего драматизма и печально-примиренного настроения, очень значительная роль фортепианной партии, «окутывающей» своим звучанием вокальную, некуплетная композиция, тонкая детализация вокальной речи -— черты, которые будут свойственны всему циклу. Отметим, что в тексте дан пейзаж, Григ же отказывается от него, как отказывается вообще от «внешних деталей» в этом цикле (а такие детали есть даже в ибсеновском цикле — журчания весны в «Лилии», колыхание вод в «Лебеде»).
Содержание второй элегии — «Сосна» (перевод известного стихотворения Гейне) * — романтическая идея о недостижимости идеала. Здесь дано выразительное противопоставление «северного» и «южного» образов. Весь первый раздел песни (сосна — символ холодного угрюмого севера) строится на плагальном обороте дорийского лада: трезвучия тоники и субдоминанты. Дорийский лад и плагальность — типично «северные» выразительные элементы (характерные не только для норвежских, но, например, и для русских песен) — обычно придают звучанию несколько объективный оттенок, отпечаток суровости — черты, восходящие к северным древним эпическим сказаниям ***. Это тонко почувствовал Римский-Корсаков: его Песня Варяжского гостя из оперы «Садко», рисующая богатырский образ «стран полнощных», основана именно на дорийских плагальных оборотах. Григ же применил эти средства не в эпической, а в лирической песне, точно отметив ими локальную окраску образа — его северную холодноватость. Это же значение имеют в первой части песни кварто-квинтовые интонации мелодии, напоминающие о перекличках пастушеских рогов на горных просторах.

Не менее ярко обрисован и «южный» образ. Здесь нее контрастирует первой части: минор сменяется мажором, строгая диатоника — «томной» хроматикой (излюбленные григовские «скользящие» хроматизмы получают особый оттенок томности), с эллиптическими оборотами и даже увеличенным трезвучием вместо тоники в кадансе. Однако противопоставление образов не дается в «столкновении» контрастов, а исподволь подготавливается. Уже фортепианная интерлюдия между обеими частями песни синтетична: в ней звучит тема вступления, но в новом ладовом освещении. Это мажор, подводящий ко второй части, но как минор вступления обогащен фригийскими и дорийскими элементами, так и мажор здесь с лидийской квартой и пониженной секстой гармонического лада. И сама хроматическая «стихия» во второй части тоже вступает не сразу — начинается эта часть диатонически. Такая «сглаженность» контрастов, постепенность развития обусловлены хрупкостью и утонченностью самого образа песни. Острые столкновения — вообще не в стиле этого интимного цикла, полного мягких переходов, полутеней. В «Сосне», в отличие от других элегий опуса 59, есть некоторая живописность, но изобразительных деталей все же нет. В этой живописности, в мягкой акварельности «Сосны» ощущается близость к импрессионизму.

1 2 3 4 5