С.Хентова - Мелодии великого времени

Марсельеза



Рассказ о создании песни Марсельеза (La Marseillaise)

 

 


1 2 3 4 5 6


 

В маленькой французской деревне Монтегю, где жила большая семья Клода-Игнатия Руже, однажды пропал старший из восьми детей Клод Жозеф. Его обнаружили среди бродячих музыкантов, с которыми, увлеченный их концертом на деревенской площади, мальчик отправился странствовать.
Он мечтал стать профессиональным музыкантом, но родители разрешали ему лишь изредка играть на скрипке.

Шестнадцатилетним подростком Клода Жозефа отправили в Парижскую военную школу. Чтобы облегчить поступление туда, пришлось к простонародному имени отца прибавить дворянскую частицу «де»: так Клод Жозеф стал именоваться Клодом Жозефом Руже де Лилем.
Получив специальность военного инженера, он колесил по крепостям и фортам Франции. Досуг отдавал музицированию на скрипке, сочинял стихи, некоторые из них перекладывал на музыку. То были еще робкие, неуверенные эскизы.

Судьба свела его с бельгийским композитором Гретри, переселившимся во Францию. Гретри был старше Руже де Лиля на двадцать лет. Он во многом способствовал развитию композиторских навыков своего младшего друга. Вдвоем они сочинили веселую комедию с пением «Два монастыря», разоблачающую духовенство.

Весной 1791 года капитан Руже де Лиль прибыл для прохождения службы во французский пограничный город Страсбург, расположенный на реке Иль близ ее впадения в Рейн.
Старинный город славился музыкальными традициями: здесь было два оперных театра, два хора; в доме главы городского управления Фредерика Дитриха, который сам отлично пел и играл на скрипке, постоянно устраивались музыкальные вечера. Непременным их участником был де Лиль.
Свободное от необременительной гарнизонной службы время де Лиль проводил в театрах, для которых иногда писал приятные, мелодичные номера: хорошо зная сочинения Монтеверди, Глюка, Гретри, он умело им подражал. Эти музыкальные опыты получили в Страсбурге признание: по современной терминологии де Лиля можно было назвать талантливым самодеятельным композитором.
Революционное движение на пороге XIX века захватило Францию. 14 июля 1789 года восставшие парижане штурмом овладели крепостью Бастилия, в которой томились политические заключенные. Уничтожение ненавистной народу тюрьмы явилось началом Великой французской революции
1789—1794 годов. Шла борьба с властью короля, и идеи свободы проникали в широкие слои французского народа.

Король и аристократы ждали помощи от императора Австрии и короля Пруссии: готовилось австро-прусское нападение. И тогда в защиту Великой французской революции Национальное собрание Франций весной 1792 года объявило войну Австрии и Пруссии. В этой войне, как указывал В. И. Ленин, «революционная Франция оборонялась от реакционно-монархической Европы».
Армия готовилась в поход, и Фредерик Дитрих решил попросить де Лиля написать боевую походную песню. Незаурядный человек, не только любитель музыки, но и видный ученый в области минералогии, знаток философии, литературы, Дитрих хорошо понимал значение происходивших событий и ту воодушевляющую роль, которую могла играть в них музыка.

Весь день 25 апреля 1792 года, когда в Страсбурге провозгласили объявление войны, был отмечен бурным патриотическим подъемом. Главнокомандующий Северной (Рейнской) французской армией на площади принимал военный парад. Формировались отряды добровольцев, один из них— «Дети Отчизны» — возглавил старший сын Дитриха. Люди читали пламенное воззвание: «К оружию, граждане! Отечество в опасности! Знамя войны развернуто! Сигнал дан! К оружию! Пусть трепещут коронованные деспоты! Маршируйте! Будем свободными людьми до последнего вздоха и направим все наши стремления на благо всего человечества!»

Просьбу Дитриха о песне передали де Лилю поздним вечером. Он так обрадовался, что решил работы не откладывать и принялся за сочинение ночью: он сам впоследствии вспоминал, что какой-то внутренний мощный призыв вел его, приказывая: действуй, действуй!
Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг, посвятивший Руже де Лилю тончайшую психологическую новеллу, назвал ее «Гений одной ночи», подчеркивая, что в ту великую творческую ночь скромного саперного капитана озарило небывалое вдохновение: «На одну только ночь суждено капитану. стать братом бессмертных: первые две строки песни, составленные из готовых фраз, из лозунгов, почерпнутых на улице и в газетах, дают толчок творческой мысли, и вот появляется строфа, слова которой столь же вечны и непреходящи,
как и мелодия:

Вперед, плечом к плечу шагая!
Священна к Родине любовь.
Вперед, свобода дорогая,
Одушевляй нас вновь и вновь.

Еще несколько строк — и бессмертная песня, рожденная единым порывом вдохновенья, в совершенстве сочетающая слова и мелодию, закончена до рассвета.»
В ней, в этой песне, сплавлены и возвышенная красота старинных французских гимнов, и трагическое величие хоров Глюка, Гретри, и нечто от величественной декламации французского театра XVIII столетия.
Многовековой опыт безвестных слагателей песен, привыкших откликаться песней на все, I что волновало, тоже помогал де Лилю — опыт  тех музыкантов, которые традиционно пели на ; улицах и площадях французских городов, Которых называли и доныне называют шансонье: одного из шансонье — Гастона Монтегюса— с удовольствием слушал в Париже В. И. Ленин, восхищаясь творческой силой французского народа.
Воодушевленный патриотическим порывом, де Лиль стал своей лучшей песней великим шансонье XVIII века.
Но популярна она стала не сразу. И не сразу ее назвали «Марсельезой».
Вот как это произошло.
11 июля 1792 года по всей Франции были вывешены призывы встать на защиту революционных завоеваний против королевской власти.
Добровольцы с юга страны собирались в городе Марселе.

Лиль поет Марсельезу
И. Пильс. Руже де Лиль поет «Марсельезу


В небольшом провансальском отряде, вышедшем из Монпелье, был студент-медик Франсуа Этьен Мирер, двадцатидвухлетний красавец, храбрец, наделенный многими способностями, в том числе и музыкальными. Всю дорогу Франсуа ободрял шагающих веселыми провансальскими песнями.
В Марселе провансальцы влились в общий отряд, готовившийся к маршу в Париж. Ждали лишь известий от марсельского депутата.

1 2 3 4 5 6