А.Б. Хессин - Из моих воспоминаний

Музыкальная литература



Книги по музыкальному искусству

 

А.Б. Хессин
Из моих воспоминаний

"Всероссийское театральное общество", 1959г.
(pdf Мб)

Содержание:

 

А.Б. XЕССИН

Автор этой книги, известный дирижер и музыкально-общественный деятель Александр Борисович Хессин, прожил большую и интересную жизнь.
Четыре года назад, незадолго до своей кончины, он с добродушной усмешкой говорил: «Представьте, меня иногда всерьез спрашивают, не встречался ли я с Глинкой. Впрочем, если вдуматься, это уж не так удивительно».
Да, пожалуй, не удивительно. На протяжении долгого жизненного пути — родился А. Б. Хессин в 1869 году —он встречался, а нередко был и дружески близок с многими замечательными людьми, имена которых в наши дни стали уже далекой историей, а их современников уже давно не осталось в живых. Разве не достойно удивления, что еще совсем недавно среди нас жил человек, который виделся и беседовал с А. П, Бородиным.

Встречался А. Б. Хессин с М. А. Балакиревым, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи, А, К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. Н. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и многими другими замечательными деятелями русской музыкальной культуры. Он слушал на концертных эстрадах и в театральных залах А. Г. Рубинштейна, Г. Бюлова, Аделину Патти...
Все эти встречи оставляли глубокий след в памяти молодого музыканта, они развивали его художественное мировоззрение, формировали его творческую индивидуальность. Отсюда родилась любовь к русской классической музыке, пришло глубокое понимание ее демократических основ и высоких этических идеалов.
Особую роль в творческой жизни А. Б. Хессина сыграла его продолжительная работа под руководством замечательного дирижера А. Никита, «Я посвятил себя музыке по совету Чайковского, а стал дирижером благодаря Никиту»,—говорил Александр Борисович. Юношеский восторг и преклонение перед художественной и человеческой личностью А. Никита А. Б. Хессии сохранил до конца своих дней.

В свою очередь и Никиш высоко ценил музыкальное дарование Саши Борисовича, как ласково называл он А. Б. Хессина, и относился к нему с исключительной теплотой и сердечностью. В отзыве на первый серьезный композиторский опыт А. Б. Хессина—кантату «Цыганы»—он писал; «Вы высокоталантливый человек. Вы обладаете богатой мелодической изобретательностью, причем Ваша мелодика всегда остается благородной и теплой, гармония свежая, чрезвычайно интересная. Ваши драматические нарастания трогательны, производят огромное впечатление. Меня, как дирижера, особенно радует Ваше превосходное голосоведение в оркестре, всегда благозвучное, местами блестящая инструментовка... Поздравляю от всей души. Я чрезвычайно рад узнать Вас с этой новой, очень ценной стороны».

Но А. Б. Хессин отказался от композиторской деятельности и в дальнейшем посвятил себя дирижерскому искусству. Достигнув под руководством А. Ни киша художественной зрелости, получив значительный практический опыт, А. Б. Хессин быстро продвинулся в первые ряды талантливых русских дирижеров. Жизненные обстоятельства сложились так, что Александр Борисович не смог отдать свои силы оперному театру, который, по его признанию, всегда привлекал его,—он посвятил себя симфонической музыке (что, впрочем, не мешало ему быть глубоким знатоком музыкальной драматургии).
А. Б. Хессин принадлежал г< категории дирижеров, пользуясь его выражением, «беспредельно преданных авторскому замыслу», стремящихся наиболее глубоко и полно выразить музыкальную идею произведения, выявить его тончайшие художественные нюансы. Эти особенности творческого облика, исключительно бережное отношение дирижера к авторской партитуре неизменно отмечались современной прессой. Очень широк был симфонический репертуар А. Б. Хессина —от Бетховена до Скрябина и раннего Прокофьева, но, пожалуй, самое значительное место занимали в нем произведения Чайковского, любимейшего композитора Александра Борисовича.
Дирижерская деятельность А, Б. Хессина протекала в основном на столичных концертных эстрадах, но он систематически выступал и в провинции—Киеве, Харькове, Одессе, Казани, Ростове-на-Дону и других городах дореволюционной России, а также в Европе: Берлине, Лондоне и Париже.
В близком общении с лучшими представителями передовой художественной интеллигенции сформировались прогрессивные общественные воззрения А. Б. Хессина. В общественном движении передовых деятелей культуры периода первой русской революции его имя запечатлено актом высокого гражданского мужества: Александр Борисович выступил с публичным протестом против увольнения придворными реакционерами из Петербургской консерватории Н.А. Римского-Корсакова. Этот смелый шаг, повлекший тяжелые для Александра Борисовича последствия, был подсказан, по его словам, сознанием «гражданственного и художественного долга». «Помилуйте,— говорил Александр Борисович,— не мог же я не вступиться за честь любимого учителя и оказаться в одном лагере с ретроградами. Я бы перестал себя уважать после этого».

В предреволюционные годы А. Б. Хессин вместе с вдовой композитора В. С. Серовой принимает деятельное участие в создании сельских хоровых домов, призванных насаждать музыкальную культуру в глухих деревенских углах царской России.
«Из моих воспоминаний»—единственный литературный труд Александра Борисовича, над которым он работал последние годы своей жизни. Книга в основном посвящена встречам и общению автора с его выдающимися современниками и охватывает 40-летний период—от конца 70-х годов прошлого столетия до первых послереволюционных лет.
Мемуаристу удалось создать живое, непосредственное повествование о людях, с которыми он встречался и был близок, о событиях, свидетелем и участником которых он являлся. Образы многих замечательных музыкантов прошлого в воспоминаниях А. Б. Хессина обогатились новыми интересными чертами, подмеченными человеком искренним и объективным, а главное, беспредельно преданным музыке и глубоко понимающим ее. Таковы страницы о М. А. Балакиреве, П. И. Чайковском, Н. А. Римском-Корсакове, Ф. И. Шаляпине и особенно об Артуре Никите. Александр Борисович не склонен был к преувеличению значения своего труда. «Я буду удовлетворен,— говорил он,— если мои заметки о прожитом и пережитом лишний раз привлекут внимание к людям, которые для меня бесконечно дороги п с которыми я имел счастье встречаться»,
Воспоминания содержат также много любопытных наблюдений, относящихся и к Петербургской консерватории 90-х годов прошлого столетия, и к зарубежной музыкальной жизни (воспоминания о посещениях Байрейта), и к частному музыкальному предприятию графа А. Д. Шереметева.
Однако «Из моих воспоминаний» не просто мемуары современника. Автор приводит ряд интересных высказываний своих замечательных собеседников по теоретическим вопросам. Так, он особо выделяет мысли П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и В. В. Стасова о соотношении содержания и формы в музыкальном произведении. Александр Борисович делится собственным богатейшим исполнительским опытом, сообщает свои наблюдения над творчеством многих композиторов, исполнительским искусством дирижеров и певцов, дает их обобщенные характеристики.
Думается, не со всеми авторскими оценками можно согласиться. Так, излишне резкой и односторонней представляется характеристика Театра музыкальной драмы, спорны суждения об отдельных композиторах и произведениях. Но несомненно одно — предельная искренность автора в отношении к художественным явлениям, отсутствие какой-либо предвзятости.
О своей «жизни в искусстве» Александр Борисович сам поведал на страницах этой книги, но она, к сожалению, осталась незаконченной, а жизнь автора продолжалась еще много лет. Это обязывает кратко сказать о дальнейшем жизненном пути Л. Б. Хессина.
После Великой Октябрьской социалистической революции А. Б. Хессин, следуя «гражданственному и художественному долгу», прочно связал свою творческую жизнь с делом строительства советской музыкальной культуры. Уже в первые послеоктябрьские годы, будучи членом правления и дирижером Государственной филармонии, он занимается пропагандой лучших образцов классической музыки, выступая в столичных концертных залах и в выездных концертах перед новой рабоче-крестьянской аудиторией.
Начавшаяся реформа музыкальной школы в связи с новыми идейно-художественными задачами, поставленными советской современностью, побудила Александра Борисовича полностью перейти на педагогическую работу, отдать свои обширные знания и огромный опыт делу воспитания молодых музыкальных кадров.

Отныне деятельность А. Б. Хессина проходит в стенах Государственного института театрального искусства, где он руководит оперным классом, и в Музыкальном техникуме имени А. К. Глазунова, где он одновременно заведует оперным и оркестровым классами,
На своем личном опыте Александр Борисович когда-то познал значение исполнительской практики в музыкальном образовании, В 1926 году он становится во главе труппы талантливой молодежи, первых выпускников театральных учебных заведений. Силами этого оперного ансамбля под музыкальным руководством А. Б. Хессина и при участии режиссера В. Нардова были поставлены оперы: «Виндзорские проказницы», «Севильский цирюльник», «Сельская честь», «Паяцы», «Вера Щелога», «Кащей Бессмертный», «Евгений Онегин», «Сказки Гофмана» и другие. Спектакли ансамбля проходили в Москве, а также в Астрахани, Ростове-на-Дону, Таганроге и других городах.
В 1935 году А. Б. Хессин был приглашен художественным руководителем и главным дирижером в Оперную студию Московской государственной консерватории.
За долгие годы педагогической деятельности А, Б. Хессин воспитал несколько сот певцов-актеров, оперных и симфонических дирижеров, многие из которых в настоящее время успешно выступают на оперных сценах и в концертных залах Союза.
Педагогическая и художественно-руководящая деятельность требовала много времени, и Александр Борисович постепенно отходил от дирижерской работы. Но еще с 1924 по 1926 год он дирижировал несколькими симфоническими концертами в Москве, в 1929 году— в Ленинграде, а в летнее каникулярное время выступал на концертных эстрадах в Харькове, Баку, Тбилиси,
В 1929 году А. Б. Хессину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Великая Отечественная война застала Александра Борисовича уже далеко не молодым человеком. Тем не менее он не прекращал педагогической работы. Выехав в июле 1941 года в Свердловск,
A. Б. Хессин приступил к преподаванию в консерватории, был заведующим кафедрой оперной подготовки и главным дирижером.
В трудных условиях военного времени, в краткий срок он значительно повысил общий уровень преподавания в оперном классе.
По возвращении в Москву в 1943 году Александр Борисович был приглашен Всероссийским театральным обществом в качестве музыкального руководителя Ансамбля советской оперы. Это был десятилетний период его чрезвычайно напряженного и плодотворного творческого труда. Достаточно сказать, что под его музыкальным руководством было подготовлено и показано около двадцати опер советских композиторов и среди них: «Севастопольцы» М. Коваля, «Фома Гордеев» А. Касьянова, «Барышня-крестьянка». Бирюкова, «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Молодая гвардия» А. Пащенко, «Сын народа» В. Власова и В. Фере, «Иван Болотников» Л. Степанова, «Разлом» В. Крюкова, «Корень жизни» Л. Кпиппера, «Декабристы». Шапорина, «Богатая невеста» Б. Трошина и B. Энке, «Хозяйка гостиницы» А. Спадавеккиа, «Война и мир» C. Прокофьева.
Были также подготовлены и исполнены оперы: С. Танеева «Орестея», А. Гречанинова «Добрыня Никитич», С. Монюшко «Заколдованный замок», Б. Сметаны «Далибор», Гершвина «Порги и Бесс», М. Ипполитова-Иванова «Ася», «Измена», «Оле из Норланда».
В процессе подготовки этих произведений Александр Борисович проводил большую работу с творческим коллективом Ансамбля, анализируя музыкальную драматургию произведений, давая высококвалифицированные советы по самым разнообразным вопросам вокального искусства.
Деятельность А. Б. Хессина сыграла значительную роль Б художественном развитии Ансамбля советской оперы—коллектива, оказывающего большую творческую помощь советским композиторам в их работе над созданием новых опер.

Уже на склоне дней, превозмогая недуг, Александр Борисович продолжал жить интересами музыкального искусства. Человек большой и разносторонней культуры, он любил и по-настоящему знал мировую литературу» живопись, но до конца он остался верен своей единственной любви и жизненной привязанности—музыке.
Ревнитель лучших традиций русской классической музыки, он поверял эстетическое значение каждого нового явления в современной музыкальной жизни художественными заветами своих учителей—великих русских композиторов-классиков. Он искренне радовался каждому творческому успеху, советских композиторов и печалился о каждой их неудаче. С постоянной доброжелательностью и предупредительностью он приходил на помощь композиторам в их работе над новыми произведениями. Он консультировал дирижеров в прочтении партитур классических произведений (сколько из них он слышал под управлением авторов!), он наставлял исполнителей п создании вокальных образов (скольких замечательных певцов прошлого он слышал в этих партиях!). С великой радостью и постоянной готовностью отдавал он свои знания и опыт—ведь в этом он видел свой долг, долг советского художника.
Человек высоких этических идеалов, Александр Борисович был строг и взыскателен во всем, что касалось искусства, музыки, он признавал лишь служение ей, служение беззаветное и самоотверженное.
Скончался Александр Борисович Хессин 3 апреля 1955 года на 86-м году жизни,
С. Орешников

 

Глава I. Детство и гимназические годы
Глава II. Университетские годы
Глава III. Консерваторские годы
Глава IV. Артур Никит
Глава V. Лейпциг
Глава VI. Еще о Лейпциге
Глава VII. Выступления в Петербурге и в Москве
Глава VIII. 1905 год....
Глава IX. Выступления в провинции и за границей
Глава X. Ф.И. Шаляпин
Глава XI. Московские и петербургские композиторы
Глава ХII. Байрейт
Глава XIII. О дирижерском искусстве и некоторых дирижерах
Глава XIV. Музыкальное дело А. Д. Шереметева.
Глава XV. Парсифаль в Петербурге
Глава XVI. Вундеркинды
Глава XVII. Хоровые дома
Глава XVIII. Театр музыкальной драмы. Опера в Народном доме
Глава XIX. После Октября

Скачать книгу Скачать книгу