Ю. Хохлов - Оркестровые сюиты Чайковского

ПЕРВАЯ СЮИТА

Чайковский(книги, литература)

Ноты



Библиотека слушателя концертов

 

Часть третья

ИНТЕРМЕЦЦО
Andantino semplice, d-moll

 

 

Интермеццо (буквально—«перерыв») занимает в сюите особое положение. Это как бы «лирическое отступление», оттеняющее господствующие в остальных частях образы жанрово-характеристического или обобщенного (первая часть) плана. По роли, которую интермеццо выполняет в сюите, оно может быть сопоставлено со средней медленной частью сонатно-симфонического цикла.

Интермеццо — лучшая часть первой сюиты, оно принадлежит к наиболее вдохновенным страницам музыки Чайковского. Построено интермеццо на чередовании двух основных тем, при каждом новом проведении подвергающихся интенсивным преобразованиям. Первая тема особенно сильно захватывает слушателя. На фоне равномерно повторяющихся аккордов струнных звучит простая, безыскусственная и в то же время необычайно выразительная мелодия, напоенная глубокой меланхолией. Она исполняется скрипками, фаготами и флейтами в низком регистре, благодаря чему создается очень густое и теплое звучание. Упругое и напряженное развертывание мелодии оттеняется неподвижностью баса:


Скачать ноты для фортепиано

Нотные сборники к произведениям Чайковского

Корни этой проникновенной, сердечной мелодии— в русской городской песенности, точнее, в той ее разновидности, которая получила название «жестокого романса». Жанр «жестокого романса» здесь, однако, эмоционально обогащен и облагорожен. Нечто подобное мы видим в известном романсе Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама». С романсом Полины тема интермеццо сближается и по характеру музыки — сердечной и очень грустной, проникнутой настроением безнадежности.
Вторая тема, звучащая вначале у виолончелей и фаготов, в бархатном «грудном тембре», во многом контрастирует первой; светлая, исполненная умиротворенности, она словно успокаивает и утешает:

Скачать ноты

Однако в дальнейшем вторая тема омрачается, превращаясь в ряд горестных возгласов; музыка драматизируется, достигая высокого пафоса звучания. Так вторая тема по характеру выразительности сближается с первой. Это облегчает возвращение к первой теме, осуществляющееся через специальную связку, в которой напряжение постепенно рассеивается.

Первая тема появляется в том же облике, что и в начале, и лишь освежается новыми тональными красками. Вновь сменяющая ее вторая тема излагается в одноименном мажоре. Ее развитие на этот раз особенно патетично.
Когда мелодия достигает своей высшей точки, начинается развернутый «предиктовый» эпизод. Напряжение еще более усиливается, ускоряется и темп. Настойчиво повторяются нисходящие гаммообразные ходы оркестра. Затем развертывается глубоко впечатляющая «борьба» интонаций основной темы и могучих аккордовых ударов, возгласов труб, мешающих ей развернуться. Первый фазис борьбы завершается драматичным «срывом»: грозной лавиной скатываются вниз пассажи струнных, и напряжение постепенно гаснет в последующем «споре» медленно поднимающихся вверх тремолированных аккордов струнных и неизменного по высоте звука у валторн. Этот эпизод может быть сопоставлен с наиболее драматичными моментами в первой части шестой симфонии Чайковского.

Борьба, однако, не завершена — она находит продолжение в репризе первой темы. Дважды тема начинается, и дважды изложение ее вскоре же прерывается ударами диссонирующих аккордов. На третий и четвертый раз успевают прозвучать до прерывающего удара лишь вступительные аккорды, затем и от них остается по два аккорда, по одному. Энергия обеих начал, как утверждающего, так и противодействующего ему, гаснет, звучание истаивает вплоть до пианиссимо. В самом (конце на прозрачнейшем ррр, как воспоминание, возникают интонации первой темы.