ПЕРВАЯ СЮИТА
Библиотека слушателя концертов
Последняя часть сюиты контрастирует скерцо и более размеренным, почти маршеобразным движением и самим характером образов. Часть эта представляет собой стилизацию старинного французского танца. Жанр гавота получает здесь глубоко оригинальное преломление — композитор насыщает пьесу юмором, гротеском. Примечательно, что такая трактовка гавота в последующее время стала очень распространенной. Образцами ее могут служить широко известные гавоты С. С. Прокофьева.
Первые отрывистые аккорды струнных воспринимаются как появляющийся до
мелодии аккомпанемент (что нередко бывает, скажем, в романсах и песнях);
не приковывают к себе особого внимания и последующие гаммообразные ходы
деревянных, передающиеся от инструмента к инструменту. Но дальнейшее развитие
музыки показывает, что это и есть начало самой темы гавота, спокойной,
светлой, изящной, очень обобщенной по характеру и в то же время несколько
причудливой. В ней, несомненно, нашли преломление и черты другого танца
— польки-пиццикато:
Гавот написан в типичной для такого рода танцев сложной трехчастной форме, в которой третья часть повторяет первую; каждая из частей также складывается из трех меньшего размера разделов, последний из которых повторяет первый. В середине первой части причудливость, гротеск выступают еще сильнее. Насыщенные, «густые» и звонкие аккорды валторн противопоставляются здесь изящным, закругленным фразам флейт и скрипок.
Средняя часть гавота (трио) контрастирует крайним частям благодаря своему
народному колориту. Композитор обращается к одной из разновидностей гавота,
так называемой мюзетте. Об этом свидетельствует и характер мелодии, близкой
народным инструментальным наигрышам, и непременная принадлежность мюзетты
— волыночная выдержанная квинта в басовых голосах. Вместе с тем и здесь
заметны юмористические, гротескные черты. Одновременно с легкой, прозрачной
основной мелодией у первых скрипок (она
словно воспроизводит игру деревенского скрипача) звучит причудливый, угловатый,
насыщенный хроматизмами подголосок у фаготов:
В дальнейшем намеченное в этом подголоске гаммообразное хроматизированное
восхождение переходит к струнным (тремоло), способствуя драматизации музыки.
Повторение первой части гавота перерастает в блестящую, огненную коду
всей сюиты. Кода основывается на теме фуги первой части, которая дана
в мажоре в фанфарном, торжествующе-победном звучании. Появление в самом
конце сюиты темы первой ее части словно перекидывает арку от начала произведения
к его концу, придает ему закругленность, способствует восприятию всех
составляющих сюиту разнообразных пьес как частей единого целого.