Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
В большинстве писем радиослушателей говорится о том, как важно понять
и почувствовать, что «художественное начало» пронизывает всю нашу жизнь
и что само искусство — это тоже часть жизни, поэтому-то и надо стремиться
к тому, чтобы оно стало достоянием всех людей.
Вот, например, товарищ А. Рулев, юноша, работающий фармацевтом в Тамбовской
области, так написал об этом: «Коммунистическому обществу нужны не технически
совершенные люди-автоматы, а люди высокой гуманности и внутренней красоты.
Человек, не понимающий искусства, не может быть совершенным, настоящим
человеком. Не пора ли ввести преподавание искусства в программу общеобразовательных
школ, поставив его наравне с литературой?»
А вот послушайте, как серьезно и хорошо задумывается над этими же вопросами товарищ О. Г. Росляков из села Богородское Хабаровского края. «Если я не различаю прекрасное в произведении искусства, — пишет он, — значит, в чем-то я плохо понимаю саму жизнь, значит, и в ней я могу упустить по-настоящему красивое, а это должно меня тревожить».
Той же теме посвящено взволнованное письмо Маргариты Кокоуровой — секретаря
комитета комсомола одного из институтов. Она хорошо пишет, что весь строй
человеческой души, характер отношений между людьми — чуткость или черствость,
отзывчивость или грубость, хорошие жизненные стремления или отсутствие
настоящих интересов — все это зависит не от того, сколько классов школы
или курсов института окончил человек, а от чего-то совершенно другого.
И она приходит к мысли, что это «другое» — в значительной мере и есть
способность человека отличить прекрасное от уродливого и в труде, и в
чувствах, и в отношениях между людьми.
О том, что понимание искусства, в частности музыки, помогает «лучше понимать
саму жизнь», пишут многие радиослушатели. Например, товарищ Забродский,
учитель из Запорожья, справедливо говорит: «Если наша молодежь не будет
испытывать, ощущать самого замечательного человеческого чувства — чувства
прекрасного, то и этика ее будет неполноценной». Очень верно в этих словах
подчеркивается глубокая внутренняя связь эстетики и этики, способность
искусства воздействовать на мораль, на этику человека. Не знаю, можно
ли сказать об этом лучше, чем сказал Пушкин:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
И как не вспомнить здесь слова Чернышевского: «Прекрасное по своему содержанию
тождественно с добрым».
Я хочу перейти к вопросу, которому также посвящены многие полученные письма.
Это вопрос о молодежи, ее эстетических вкусах, воззрениях и требованиях.
Читая эти письма, я словно присутствовал при интереснейшем споре наших
молодых людей на эстетические темы. Участники этого спора очень различны.
Одни выступают скромно, сдержанно признаются в том, что не до конца еще
разобрались в волнующих их вопросах, и надеются, что спор этот поможет
им. Другие имеют уже вполне сложившиеся, твердые воззрения и, понимая
всю важность спора, готовы принять в нем самое активное и серьезное участие.
Третьи горячатся, негодуют, считают себя непогрешимыми и искренне убеждены
в том, что выступают от лица всей советской молодежи. Есть еще и четвертые
— их сейчас, как и всегда, впрочем, оказалось ничтожно мало, — трое или
четверо. Они вступают в спор своеобразно: это, как правило, анонимы —
они не называют своих имен, не говорят, какова их профессия, кто они,
не пишут своих адресов. Для их писем характерны развязность, даже грубость
и большие изъяны по части грамотности. По своему отношению к музыке они
почти все причесаны под одну, гребенку: серьезной музыки, равно как и
народного искусства, для них не существует. Их идеал — поймать на коротких
волнах зарубежную джазовую музыку, какого-нибудь очередного «короля рок-н-ролла»,
записать ее на магнитную пленку и «слушать сколько влезет», как написал
мпе недавно один такой корреспондент, убежденный, кстати, что выступает
он чуть ли не от имени всего народа, и в подтверждение такой «всенародности»
своего мнения ссылается на то, что его «приятель Боб» придерживается точно
такого же мнения.
Должен сказать, что такие письма вопреки желанию их авторов свидетельствуют
прежде всего о том, что дурной эстетический вкус (не всегда, конечно,
но очень часто) связан в один клубок с малограмотностью, мало-культурностью
и даже грубостью.
Но, конечно, отмахиваться от того, что дурные или просто неразвитые вкусы
все еще встречаются в среде нашей молодежи, даже очень хорошей молодежи,
нельзя. И основная причина существования таких вкусов — это вновь и вновь
приходится повторять — все еще не налаженная в общеобразовательной школе
работа по эстетическому воспитанию детей.
И все же воспитание воспитанием (это, конечно, главное и самое важное),
но сознательное отношение к своему духовному миру, сознательное стремление
к своему культурному развитию, иначе говоря, самовоспитание — вот о чем
не следует также забывать нашей молодежи. Поэтому любой спор на эти темы
интересен и может принести пользу, если, конечно, ведется он серьезно,
принципиально и взаимоуважительно.
Вот письмо учащегося Владимира Титова из города Электроугли. Он пишет,
что все ребята в возрасте от 17 до 20 лет (так ведь и пишет: заметьте
— «все») «не любят симфоническую музыку». С его точки зрения, симфоническая
музыка — «это старо», и он рекомендует брать-«мелодии и ритм джаза и исполнять
как симфонию». Он приводит два примера музыки, которая ему нравится: музыка
рок-н-ролла (именно музыка — танец он не одобряет) и музыка к кинофильму
«Серенада солнечной долины», за которую он, по его словам, «отдал бы всех
этих «тяжеломузыкальных» композиторов», то есть авторов всей классической
и современной «не легкой» музыки, а заодно, видимо, и музыки
народной (он прямо так и пишет: «Народные напевы — это еще хуже».).
Ну, о музыке рок-н-ролла я скажу несколько позже, а что касается музыки
к «Серенаде солнечной долины» — что ж, это, по-моему, хорошая джазовая
музыка. Мне, во всяком случае, она тоже нравится. Но только зачем же отдавать
за нее все гениальные творения лучших музыкантов всех времен и народов?
Что это, художественный образ? Но что же за таким образом кроется? Скорее
всего, я думаю, просто чрезвычайная односторонность, узость эстетических
вкусов и потребностей. Владимир Титов так пишет: «Я человек молодой. Люблю
легкую эстрадную музыку и не переношу симфоническую. А товарищ Кабалевский
человек немолодой, поэтому он, как и другие лица его возраста, чувствует
некоторый уклон, что ли, к покою. Отсюда и любовь к серьезной музыке.
Когда мне будет столько же лет, сколько Вам сейчас, — пишет оп мне, —
тогда я, быть может, соглашусь с Вами, а сейчас — нет!»
Если б Вы только знали, дорогой Владимир, как глубоко ошибаетесь Вы буквально
в каждом своем слове! И откуда Вы взяли такую наивную точку зрения, что
серьезную музыку можно полюбить только в пожилом возрасте, а обязательным
свойством молодежи является ограниченность, однобокость вкусов, позволяющая
ей будто бы любить и увлекаться только легкой эстрадной музыкой?
Зайдите в любой концертный зал нашей страны от Хабаровска и Владивостока
до Ленинграда и Таллина, и Вы увидите, что каждый вечер эти залы, где
играется серьезная (да, серьезная — симфоническая и камерная) музыка,
заполняют прежде всего девушки и юноши — учащаяся и рабочая молодежь.
А ведь это не единицы, и не сотни, и даже не тысячи, а сотни тысяч людей.
А кто заполняет классы и залы множества непрерывно растущих по всей стране
школ и университетов искусства и культуры, где читаются лекций, проводятся
беседы и концерты все той же так не любимой Вами серьезной музыки? Да
те же юноши и девушки, та же советская молодежь. И это опять сотни тысяч
людей. Ну а кто в первую очередь является слушателем бесконечного количества
таких же лекций и концертов во множестве клубов, Домов и Дворцов культуры?
Да все та же молодежь, которая не хочет выбрасывать за борт своей жизни
симфонии Бетховена, Чайковского и Прокофьева только потому, что любит
развлечься, попеть и послушать легкую эстрадную песню или потанцевать
под увлекательные ритмы хорошего эстрадного или джаз-оркестра.
Не правы Вы, Владимир! Ведь характернейшей чертой молодежи всегда были
и сегодня особенно являются жажда познания, стремление охватить своей
мыслью и своим чувством весь мир, все, что человеком было сделано, все,
что им делается сейчас, и даже угадать то, что им будет сделано в будущем.
Вот почему настоящий молодой человек находит время и для того, чтобы учиться,
и для того, чтобы работать; и па лирику и на лекцию о завоевании космоса;
и на то, чтобы посмотреть выставку картин, и на то, чтобы потанцевать;
он находит время и на то, чтобы прочитать новую книгу, и на то, чтобы
послушать в концерте новую симфонию, а в театре посмотреть новый спектакль;
он любит и лирическую и шутливую песню, но способен на любое серьезное
дело, на любой подвиг. Вот каков настоящий советский молодой человек.
А где же Ваша молодость? Где Ваш интерес к новому, неизведанному? Неужели
в Вас никогда не просыпается желание сделать богатства, созданные и накопленные
человечеством, своим богатством? Неужели Вас никогда не пугает перспектива
прожить всю жизнь, так и не прикоснувшись к миру большого искусства, того
самого, о котором (Вы, вероятно, помните это) говорил еще Владимир' Ильич
Ленин: «Наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ.
Они получили право на настоящее, великое искусство!»
Я хорошо могу представить себе те причины, которые помешали Вам в свое
время, с детских лет, почувствовать интерес, а потом и любовь к великим
творениям лучших композиторов, в том числе и к симфонической музыке. И,
поймите меня, сейчас я не обвиняю Вас ни в чем, кроме одного: я готов
обвинять Вас в инертности, в нежелании выйти за пределы облюбованного
Вами, привычного, спокойного, но, право же, очень узкого музыкального
мирка.
Поверьте мне, Владимир. Я никогда не придерживался узких, односторонних
взглядов на музыку. Худо ли, хорошо ли, но все-таки сочинял я не только
симфонии и концерты, оперы ж сонаты — писал я музыку к кинокомедии «Антон
Иванович сердится», и оперетту «Весна поет», и много легких, веселых песен
вроде «Серенады Дон-Кихота» или «Восточной сказки — мельник, мальчик и
осел», и музыку для джаза. Поверьте мне, что в серьезной музыке Вы найдете
столько нового и увлекательного, она даст Вам столько радости и жизненных
сил! И, конечно же, любовь к серьезной музыке никогда не помешает Вам
продолжать любить и легкую музыку. Вы начнете только требовательнее относиться
и к легкой музыке и лучше отличать в ней хорошее от плохого.
Но что же я все время сам с Вами спорю? Пусть теперь поспорит с Вами Ваш
сверстник, тоже студент, — Борис Костров из Мичуринска. Вот что он пишет:
«Я уже несколько лет нахожусь в студенческой среде, до этого был в армии
и, кажется, немножко понимаю настроения нашей молодежи. Поклонники буги-вуги
— не наше поколение. Это болезнь возраста, которая пройдет, для пас эти
попугаи не типичны, и подавляющее большинство это понимает. И это же подавляющее
большинство стремится, пожалуй, больше всего к культуре, и вот эту культуру
ей и надо давать, поставив в один ряд и серьезную и легкую музыку».
Борис признается, что легкую музыку он любит больше серьезной, но тут
же добавляет, что это не мешает ему с удовольствием слушать «Пиковую даму»,
«Евгения Онегина» и фортепьянный концерт с оркестром Чайковского, любит'
его же «Орлеанскую деву», «Алеко» Рахманинова и другие, в том числе симфонические,
произведения композиторов-классиков и современных советских композиторов.
Я думаю только, что, говоря о своей любви больше к легкой музыке, чем
к серьезной, Борис просто ошибочно относит, например, к. легкой музыке
все песенное творчество, которое, кстати, больше всего и любит, Я думаю,
что это неверно. Как в народной песне наряду с шуточными «баловными» частушками
и плясовыми напевами были песни и лирические, и драматические, а позже
появились и песни боевые — революционные, так и в нашей советской музыке
существуют очень разные песни. Возьмите, к примеру, замечательную песню
Анатолия Новикова «Гимн демократической молодежи», ставший песней солидарности
молодежи всего мира, — что же, разве это легкая музыка?
Я совершенно согласен с Борисом, когда он пишет: «Наша песня воспитывает
человека ничуть не хуже оперы и симфонии. Возьмите лирическую
песню: она учит нас, воспитывает в духе бережного отношения к матери,
к семье, к любимому человеку! Разве не она преподносит нам в лирической,
светлой, понятной форме понятия дружбы, товарищества, любви?» Все это
верно, абсолютно верно, и именно поэтому я не могу отнести все песенное
творчество к легкой музыке.
Тут все дело в том, что же называть легкой музыкой. Конечно, иногда эти две области музыки очень сближаются, и порой бывает нелегко установить между ними точную грань. Но я все же склонен к легкой музыке относить музыку, в которой даже серьезные темы выражены в легкой, преимущественно развлекательной форме, с улыбкой и шуткой. Такова танцевальная музыка, таковы многие эстрадные песни, такова оперетта. Кстати, отвечая на вопросы некоторых радиослушателей, добавлю, что джазовую музыку целиком тоже нельзя отнести к легкой музыке, хотя к легкой музыке относится большая ее часть, написанная в форме музыки танцевальной и эстрадно-развлекательной. Но многими композиторами XX века делались и делаются попытки раздвинуть рамки джаза и сочинять для джаз-оркестра серьезную музыку, вплоть до джаз-симфонии. Иногда эти попытки приводили к интересным результатам. Пока же все-таки джаз — это часть современной легкой музыки, и, если вас интересует мое личное отношение к джазу, скажу, что не склонен до самозабвения упиваться джазом, как это делают некоторые «джазоманы» зарубежного и отечественного происхождения, для которых самый уродливый рок-н-ролл — чуть ли не вершина музыкального искусства, но хорошую джазовую музыку слушаю с удовольствием. А когда мне задают вопрос: «Вы ответьте точно — что такое хороший джаз и что такое джаз плохой?» — я могу ответить лишь одно: про симфонию я так же скажу — люблю хорошие симфонии и не люблю симфонии плохие. А что такое в искусстве хорошее и плохое, нам помогает понять развитой эстетический вкус, накопленные знания и опыт. Как и в литературе: если человек мало читал, и только всякую чепуху — он не отличит хорошей книги от плохой, а если читал много и внимательно — обязательно отличит!
Спор, который возникает между точками зрения Владимира Титова и Бориса
Кострова, — спор очень поучительный, и, я надеюсь, он заинтересует молодежь.
Впрочем, почему только молодежь? Я думаю, что вопросы эти одинаково волнуют
и совсем юного школьника, и умудренного долгим жизненным опытом старого
учителя. Я убежден в том, что если Борис Костров согласится с моим определением,
что такое легкая музыка, то он должен будет сказать, что, любя и легкую
и серьезную музыку, он все же не.отдает исключительного предпочтения музыке
легкой. И я думаю, что такое отношение к искусству вообще, к музыке в
частности, свойственно всей передовой части нашей советской молодежи,
то есть большинству ее. Правда, обстоятельства жизни не позволили еще
всем, кто стремится к этому, достаточно близко соприкоснуться с миром
большого искусства и достаточно глубоко проникнуть в него, но главное
в том, что на каждом шагу мы видим, как стремление это охватывает все
большие и большие круги нашей молодежи.
Стремление к культуре, к большому искусству — это одна из характернейших
примет нашего времени, одно из типичнейших свойств передовой советской
молодежи.