Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

ЧЕМ НАМ ДОРОГО ИСКУССТВО

 

Д.Кабалевский (ноты)



Книга советского композитора

 

 

РАЗГОВОР СО ШКОЛЬНИКАМИ-ФИЛАТЕЛИСТАМИ

 

 

Вспоминая свои очень давние школьные годы, когда я впервые заинтересовался филателией, могу сказать вам, что коллекционирование марок очень обогатило тогда мои познания в разных областях, особенно в области географии, поскольку «географическое содержание» преобладало в почтовых марках того времени.

С тех пор невероятно расширился круг явлений, отраженных в марках. Сегодня марки дают вам возможность вторгаться почти в любую область жизни, почти в любую точку земного шара, почти в любую пору человеческой истории.
Но есть одна область, на особое значение которой я хотел бы сейчас обратить ваше внимание. Область эта — художественная культура, литература, искусство. Значение этой области я подчеркиваю вовсе не потому, что посвященные ей марки относятся к числу наиболее красивых марок, придающих коллекции особенно красочный, привлекательный вид. Нет, я имею в виду гораздо более глубокие причины и надеюсь, что, задумавшись над тем, о чем я сейчас скажу вам, вы поймете меня и согласитесь со мной.
Еще в 1918 году первый нарком просвещения А. В. Луначарский в обстоятельном письме, сопровождавшем декрет Советской власти о единой трудовой общеобразовательной школе, написал такие слова: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Трудовое и научное образование, лишенное этого (т. е. творческого. — Дм. К.) элемента, было бы обездушенным.» Мысль о том, что общеобразовательная школа должна, помимо всего, воспитывать в учащихся эстетическую культуру, все больше и больше утверждалась в нашей жизни. К сожалению, по разным причинам ей далеко не всегда это еще удается. Познания в области искусства, художественная культура, даже в простейших ее формах, оказываются уязвимым местом, ахиллесовой пятой множества школьников-выпускников даже в крупных столичных городах, не говоря уже о меньших городах, поселках и деревнях, где возможности знакомства детей с искусством, естественно, значительно более ограничены. А ведь искусство — это очень большая, важная и увлекательная часть всей нашей жизни! Без искусства нет настоящей культуры!
Вот тут-то марки и могут оказать школе большую помощь и вовлечь ребят в сферу художественной культуры, как вовлекают они их в историю и спорт, географию и естествознание. От вас, школьников-филателистов, зависит здесь очень многое.

Речь идет о составлении (индивидуальном или коллективном) коллекций марок, связанных по своему содержанию с художественной культурой. Основным помощником при составлении таких коллекций может стать школьный учебник истории. Специальные разделы учебника, посвященные культуре того или иного исторического периода, дадут вам хороший ориентир, помогут составить план коллекции, а собранная коллекция станет, кстати, отличным дополнением к соответствующей главе учебника.
Возьмите, к примеру, параграф о культуре XIV—XVI веков из какого-либо учебника по истории СССР. Какая увлекательная тема для небольшой по размерам, но содержательной коллекции: Московский Кремль с его дворцами, соборами, колокольной Ивана Великого, царь-пушкой, царь-колоколом, храм Василия Блаженного, художник Андрей Рублев, основоположник книгопечатания Иван Федоров, народное творчество.
Или прочитайте в учебнике о русском искусстве середины и конца XVIII века. И здесь вы найдете увлекательнейшую тему: архитекторы Растрелли, Баженов и Казаков, художники Левицкий, Боровиковский и Аргунов, скульптор Шубин, Волков — основатель первого в России драматического театра, наконец, Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Некоторые имена и произведения литературы и искусства, названные в учебнике, вам, возможно, не удастся подкрепить соответствующей маркой, если окажется, что такая марка вообще не была еще напечатана. В этом случае ваши письма с разумными указаниями па обнаруженный пробел могут послужить толчком к выпуску этих марок. Зато тот из вас, у кого есть выдумка, инициатива, обязательно расширит материал, подсказанный ему учебником, дополнит его, обогатит, порывшись в других книгах, поговорив со знающими людьми.

Конечно, простым собиранием «картинок» здесь не обойтись. Как и всякую тематическую коллекцию, коллекцию, посвященную художественной культуре, надо снабдить лаконичными, но толковыми комментариями. Главное же, не забывайте, что марка в вашей коллекции — лишь самая первая ступень ознакомления с тем или иным художественным явлением (если, конечно, вы пе' знали его раньше!). Марка должна стать для вас толчком к ознакомлению с самим явлением — картиной, книгой, музыкальным произведением и т. д. Если вы живете там, где нет музеев, театров, где пе бывает больших, серьезных концертов, — неоценимую помощь вам окажут граммофонные записи, удачно подобранные художественные репродукции.
Если вы хотите сделать коллекцию такого типа более серьезной и глубокой, обязательно включите в нее вводный раздел. Здесь вы поместите марки, посвященные тем историческим событиям, которые послужили почвой для возникновения тех или иных произведений литературы и искусства.
Так, например, в коллекции, посвященной периоду первой русской революции, ваш вводный раздел расскажет о самих революционных событиях 1905—1907 годов, о В. И. Ленине и его деятельности в ту пору. В основном разделе вы поместите марки, связанные с именем и творчеством А. М. Горького и с поэзией латышского поэта Яна Райниса, которого Горький, глубоко ценя его литературную и революционную деятельность, назвал«мощным поэтом»; с революционными рабочими песнями той поры, с именем Римского-Корсакова, чьи оперы «Золотой петушок» и «Кащей бессмертный» острием своей сатиры были прямо направлены против царского режима. Будет очень хорошо, если сюда же вы добавите марки, посвященные произведениям искусства, созданным в более поздние годы, но по содержанию своему связанным с теми же революционными событиями, например, кинофильмам «Броненосец «Потемкин». С. Эйзенштейна и «Мать» В. Пудовкина.

Все, конечно, зависит от вашей пытливости, начитанности и, конечно, от желания узнать искусство лучше, чем вы знаете его сегодня, почувствовать внутреннюю связь между всеми искусствами и понять, что основой этой связи всегда является единая, порождающая их почва — сама жизнь.
Количество вариантов коллекций, посвященных искусству, очень велико. Можно, например, взять все искусства и литературу какого-нибудь одного, может быть, небольшого исторического периода, а можно взять только литературу, зато представить ее широко — от «Слова о полку Игореве» до литературы советского периода. Интереснейшую коллекцию можно составить на тему «Русское искусство и литература периода 60—90-х годов XIX века»: художники-передвижники, композиторы-«кучкисты», современные им писатели. Интереснейшие темы можно почерпнуть, разумеется, в художественной культуре зарубежных стран, в частности стран социалистического лагеря, чьи марки более доступны для собирания.
А в заключение мне хочется сказать вам вот еще о чем. Марки можно собирать «для себя», как «для себя» можно и книгу прочитать. Но тот, кто, читая книги, никому не передает свои впечатления, мысли и чувства, возникшие под влиянием прочитанной книги, иначе говоря, тот, кто ни с кем не делится богатством, почерпнутым в хорошей, умной книге, подобен Скупому рыцарю. И чем больше книг он читает, тем большим становится это сходство.

То же самое можно сказать и про того, кто «для себя» собирает марки. Что за радость от того, что в шкафу у тебя хранится тысяча, десять тысяч, даже двадцать тысяч марок, если никому, кроме тебя, ты не даришь того богатства, какое самому тебе дает твоя коллекция! Да и дает ли? Ведь знания только «для себя» мало обогащают человека. Стоит ли, в самом деле, уподобляться пушкинскому Скупому рыцарю, любующемуся на «державу» своих богатств со словами: «В ней счастье; в ней честь моя и слава!.»
Настоящий филателист, мне думается, всегда стремится найти путь, который подальше увел бы его от тупика «скупого рыцарства». Для одних собранные ими коллекции становятся серьезными помощниками в воспитаний, в духовном развитии их детей. Другие рассказывают об интересных фактах, добытых ими в процессе коллекционирования, в статьях и книжках. Третьи демонстрируют свои коллекции на разного рода филателистических выставках, обогащая этим многих других людей — посетителей выставок.
Вам, школьники-филателисты, тоже надо найти свои пути, чтоб избежать опасности «скупого рыцарства». И вам как раз сделать это совсем нетрудно. Если у вас в классе есть несколько любителей филателии (а по-моему, они есть обязательно в каждом классе), распределите между собой несколько небольших разделов сообща придуманной темы, показывайте друг другу и вместе обсуждайте результаты своих собирательских усилий, потом покажите коллективно собранную коллекцию всему классу, попробуйте, отталкиваясь от этой коллекции, устроить в классе литературно-музыкальный вечер, соорудить хоть небольшую выставку репродукций произведений живописи, скульптуры, архитектуры. А дальше может даже возникнуть идея организации кружка или клуба любителей искусства и литературы. Вот тогда вы по-настоящему почувствуете, что не только углубили свои филателистические познания, по и то, что марки перестали быть для вас лишь интересными картинками и помогли вам лучше узнать и глубже полюбить искусство.