Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

Д.Кабалевский (ноты)



Книга советского композитора

 

 

Из письма учащимся 9-го класса Терноватской средней школы
Запорожская область

 

 

Дорогие ребята, письмо ваше я получил. То, что вы устраиваете музыкальные вечера и посвящаете их композиторам-классикам и современным композиторам, — это очень хорошо. Я только думаю, что название вечера вы придумали не очень удачно. Таких композиторов прошлого, как Чайковский, назвать «великаном», конечно, можно. Называть так своих современников, тем более еще живущих, не надо. Говорить о Чайковском, что он «не стареет», конечно, можно. Говорить о живущих, что они «не стареют», — право же, еще рановато. Словом, названия лучше давать скромнее. Ну а то, что вечер такой устраиваете, это, повторяю, хорошо. Конечно, музыку своих современников надо знать так же хорошо, как и музыку классиков.
20 октября 1967 г.

 

Учащимся школы №167
г. Новосибирск

 

Дорогие друзья, в феврале 1975 года я получил письмо от комсомольцев 9-го «В» класса вашей школы с просьбой ответить на вопрос, связанный с работой поискового отряда по собиранию материалов о писателе И. М. Лаврове. В этом году я был так невероятно занят, так часто уезжал из Москвы, что был просто не в.состоянии отвечать своевременно на все письма. Вот и вашим комсомольцам тоже не успел ответить. Но если поисковый отряд у вас сохранился и продолжает свою работу (очевидно, это уже 10-й класс), — отвечу на ваш вопрос, хоть и с таким запозданием.

А вопрос был такой: почему в выборе сюжета для оперы я остановился на повести Ильи Лаврова «Встреча с чудом»? Я настойчиво искал сюжет, на основе которого можно было бы написать оперу о наших советских девушках и юношах. Я хотел, чтобы сюжет этот был одновременно и мужественным, и лиричным, чтобы он был простым, но содержательным; чтобы он рассказывал об обычной жизни, но был при этом поэтичным и романтичным. Мне хотелось написать такую оперу, постановкой которой Московский музыкальный театр для детей (первый и пока единственный в мире) мог бы начать новое направление в своей работе — спектакли для юношества и молодежи.

И вот создательница и руководительница этого театра народная артистка СССР Наталия Ильинична Сац вместе с драматургом Сергеем Михайловичем Богомазовым предложили мне прочитать книгу И. Лаврова. Я прочитал ее, вдумался, вслушался, увлекся и в итоге в 1968 году написал оперу, назвав ее так: «Сестры. Лирическая опера». Либретто написал С. М. Богомазов. В повести Ильи Лаврова я нашел все, что искал. Это, по-моему, очень мудрая, сердечная и добрая книга. И именно поэтому она учит бороться с глупостью, с черствостью, с жестокостью, злом. В книге много благородства, она непримирима ко всякой пошлости. И еще добавлю: повесть И. Лаврова очень музыкальна и по содержанию своему (не в буквальном, а в переносном, конечно, смысле, то есть очень эмоциональна и пластична), и по языку — многие диалоги из повести вошли в оперу почти без изменений.

Ну вот, кажется, и все. Поставлена опера «Сестры» была сперва в Пермском государственном академическом театре оперы и балета имени П. И. Чайковского, потом в Московском государственном детском музыкальном театре и в Оперной студии Свердловской консерватории.

 

30 октября, 1975 г.
Из письма членам штаба по созданию сельского районного молодежного клуба друзей искусства
Ворошиловградская область, село Белокуракино

 

 

Письмо ваше меня очень порадовало и заинтересовало. Создать клуб молодых друзей искусства и распространить его влияние на все клубы области — это, конечно, отличная идея, заслуживающая самой горячей поддержки. Если вам удастся провести эту идею в жизнь (а я уверен, что удастся!) — вы сделаете большое, нужное и важное дело. Я совершенно согласен с вами: именно искусство должно лежать в основе всей клубной деятельности, именно искусство может создать в клубе ту благородную, серьезную и увлекательную атмосферу, без которой не наладить по-настоящему ни один раздел клубной работы: ни политико-просветительной, ни художественно-воспитательной, ни со взрослыми, ни с детьми, ни с молодежью. Важно только, чтобы это было настоящее, хорошее искусство!
7 января 1971 г.

 

Из письма Совету молодежного клуба друзей искусства Бело-куракинского районного Дома культуры

 

 

Спасибо вам сердечное за все, что прислали мне, — за диплом почетного председателя, за программы своей работы, за дорогой подарок — золотые украинские колосья, а главное, конечно, за ваше доброе отношение.

Программу работы клуба вы составили интересную, разнообразную и содержательную, так что мне остается лишь пожелать вам успешного ее выполнения. А это, конечно, не очень-то легко. Тревожит меня чрезмерная обширность программы для первого года работы, когда еще не накопился опыт, не сформированы, вероятно, и не проверены кадры лекторов, руководителей лекториев и тематических циклов и, главное, не определился состав слушателей и круг их интересов. На четыре месяца (я подчеркиваю: первые четыре месяца вашей работы!) вы запланировали чуть ли не 80 (!) разных вечеров, утренников, лекций и т. д. Не много ли? Ведь самое главное для работы такого клуба, как ваш, — чтобы в нем все было увлекательно, чтобы ничего не было скучного, серого, формального. Скука — убийца жизни и трижды убийца искусства! Если с самого начала, пойдет молва, что такой-то лекторий или цикл вечеров проходит увлекательно, — это ваш выигрыш, ваша победа. А если будут говорить, что где-то что-то скучно, — это ваш проигрыш, а может быть, и поражение. После 'таких поражений нелегко бывает выправляться. Вот почему я убежден в том, что лучше пусть будет в клубе меньше всяких дел, но ни одно из них пусть не пройдет скучно.

Работа такого клуба, как ваш, не должна быть развлекательной, но обязательно должна быть увлекательной! Вы, конечно, понимаете, какая большая разница между этими такими внешне схожими понятиями.
1 апреля 1971 г.

 

Участникам 5-го смотра юных музыкантов
г. Севастополь

 

 

Дорогие друзья!
От всей души я шлю вам свой сердечный привет и поздравления по случаю вашего большого музыкального праздника. Эти праздники стали замечательной традицией Севастополя. Город-герой и город музыки, искусства — как это прекрасно и как глубоко одно с другим связано!
Ведь искусство — это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг — это высшее проявление красоты я богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда.благородна. А что может быть благороднее человеческого подвига?!
Вот почему каждый юный севастополец должен бережно сохранять в своей душе глубокую любовь и уважение к героизму своих отцов, и каждый юный севастополец должен воспитывать в своей душе глубокую любовь и уважение к искусству. Искусство поможет вам стать настоящими, сильными, мужественными, умными и добрыми людьми!
Музыка занимает особое место среди всех искусств. Когда человеку очень хорошо или очень плохо — он из всех искусств выбирает именно музыку.

Без музыки не обходится ни танец, ни литература, ни театр, ни кино, ни даже скульптура и архитектура — вспомните, как звучат траурно-торжественные мелодии у памятников Вечной Славы!
Любите музыку! Старайтесь узнать ее как можно лучше! Увлекайте музыкой своих товарищей и друзей!
Декабрь 1974 г.