ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Рецептов определения, что такое хорошо в искусстве, а что такое плохо, не существует. Пока есть разные вкусы, разные уровни эстетической культуры, разные уровни понимания искусства, обязательно будут и разные оценки. Я, например, считаю, что сегодня в концертах, кинофильмах, по радио и телевидению передается (наряду с первоклассной музыкой) очень много скверных эстрадных песен. А Вот многим эти песни ужасно нравятся. Я считаю, что во многих из этих песен (а точнее — «песенок») обеднен образ наших девушек и юношей, которые предстают в этих песнях какими-то унылыми меланхоликами, людьми слабенькими, не умеющими ни чувствовать по-настоящему, ни по-настоящему думать. А вот многие считают, что это не «унылая меланхолия», а лирика!. А по-моему, лирика тоже бывает разная: лирика сильного, мужественного, духовно богатого человека ничуть не похожа на лирику сентиментального, слабенького, духовно и интеллектуально бедного.
Из этого я не собираюсь делать вывода, что обе точки зрения равноправны,
что существуют две истины! Вовсе нет! Я глубоко убежден в своей правоте,
тем более что моя позиция полностью совпадает с позицией весьма многих
музыкантов — композиторов и исполнителей, великого множества школьных
учителей, руководителей детской и юношеской художественной самодеятельности
— словом, всех тех, кто в той или иной форме причастен к эстетическому
воспитанию подрастающих поколений. На этой же позиции стоит и огромная
масса простых любителей музыки, уже накопивших какой-то опыт слушания
хорошей музыки.
Одолеть дурные или просто неразвитые вкусы не так легко. В этом направлении
у нас произошли огромные сдвиги, интерес к настоящему, хорошему искусству,
в том числе и к хорошей народной, классической и современной музыке, необычайно
возрос. И все-таки потребуются, вероятно, многие годы, чтобы высокий художественный
вкус стал обязательным свойством каждого человека, всего народа.
А пока все мы должны активно решать вопрос для себя и для тех, кого мы
воспитываем: что такое хорошо, а что такое плохо? И никогда никто не сможет
решить этого вопроса за Вас и для Вас! Я вот для себя решаю, что «Фантомас»
или «Королева Шантеклера» — очень дурные фильмы, как бы «здорово» они
ни были сделаны. По-моему, внешняя пышность, красочность, занимательность
не могут скрыть их полнейшей внутренней пустоты, бессодержательности,
безвкусия, пошлости и безусловной вредности. А вы ведь знаете, что шли
эти фильмы не без успеха у многих зрителей. Как же быть? Во-первых, не
удивляться таким противоречиям. Они естественны и неизбежны при всяком
движении вперед, особенно таком бурном, как движение пашей жизни и нашей
культуры. Старайтесь разглядеть эти противоречия, старайтесь разобраться
в них, не скрывайте их от своих воспитанников — они их все равно увидят
повсюду вокруг себя. Старайтесь всматриваться, вдумываться и решайте смелее!
Ничего другого и не посоветуешь Вам. Это ведь только ученикам можно задать,
какие книжки прочитать, какие песни выучить, какие картины посмотреть.
.Дети, как правило, увлекаются по-настоящему тогда, когда перед ними все
время ставятся новые задачи, доступные им, но все же требующие какого-то
процесса преодолевания трудностей. Если все слишком легко, если уже достигнутое
повторяется много раз — им становится скучно и неинтересно. Если все слишком
трудно — они начинают терять веру в себя и тоже склонны уйти в сторону.
От воспитателя-учителя требуется решение очень сложной задачи — найти
разумную среднюю линию между этими двумя крайностями. Но я хорошо понимаю,
что сказать это значительно легче, чем сделать.
То, что Вам приходится самой много работать, расширять собственные знания,
не должно Вас смущать. Каждый из нас с того момента, как начинает чему-то
учить других, должен очень многому учиться сам. И это всю жизнь! Если
бы Вы знали, как много мне приходится заниматься самому, чтобы не отстать
от своих учеников и чтобы поддерживать интерес к музыке в тех ребятах,
с которыми я встречаюсь во время своих бесед о музыке!
13 июля 1968 г.